Вывести родимые пятна

| статьи | печать

Несмотря на существующие законодательные препоны, ранее судимые россияне по-прежнему пытаются занять кресла в выборных органах власти. Для пресечения подобных попыток необходимо повышать уровень правосознания и правовой культуры электората, отдающего голоса за таких лиц.

Весной в новом составе Думы города Реж Свердловской области появился весьма колоритный парламентарий – ранее трижды судимый бизнесмен-самовыдвиженец Е. Сурнин, на голове которого отчетливо видна татуировка в виде паука-крестовика. По словам депутата, это родимое пятно, и оно не одно. Впрочем, Е. Сурнин там не единственный. Множество нынешних депутатов различных уровней имеют схожие «родимые пятна». По данным ЦИК РФ, в федеральных списках 14 политических партий на участие в предстоящих выборах в Госдуму было выявлено 95 ранее судимых кандидатов, 60 из которых не указали сведения об имевшихся у них судимостях.

Напомним, что с февраля 2014 года права быть избранными в органы власти не имеют граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за них. При этом устанавливаются конкретные сроки действия указанного ограничения: осужденные за тяжкие преступления не могут баллотироваться в течение 10 лет, а за особо тяжкие — в течение 15 лет со дня снятия или погашения судимости. Исключением являются случаи, когда в силу нового уголовного закона преступления не признаются тяжкими или особо тяжкими.

Указанное требование можно назвать достаточно жестким, ведь судимость гасится в течение большого срока. Согласно ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость считается погашенной по истечении 8 лет после отбытия наказания, а за особо тяжкие – по истечении 10 лет. Если суммировать сроки погашения судимости и ограничения права избираться, то в сентябрьских выборах 2016 смогут принять участие только те, кто закончил отбывать наказание по тяжким преступлениям не позднее 1998 года, а по особо тяжким – не позднее 1991 года.

Кроме того, информация о судимости зарегистрированного кандидата размещается на информационном стенде в помещении для голосования, а также в избирательном бюллетене, даже если ранее она была погашена или снята.

Между тем чистоплотность будущих парламентариев отнюдь не зависит от наличия у них судимости. По данным Следственного комитета РФ, за последние пять лет к уголовной ответственности было привлечено 1133 местных депутата и 58 региональных. Среди последних есть весьма любопытные экземпляры. В октябре 2015 года вступил в силу приговор в отношении экс-депутата Архангельской облдумы А. Пеункова, осужденного на 23 года колонии строгого режима со штрафом в 1,3 млн руб. за организацию двух убийств из-за передела сфер влияния в лесозаготовительном бизнесе. Кроме того, в Ломоносовском райсуде Архангельска завершается рассмотрение еще одного уголовного дела в отношении А. Пеункова: о создании в 2009 году преступного сообщества в целях монополизации рынка строительного песка и принуждении предпринимателей к совершению сделок. А в январе на 16 лет в колонию строгого режима отправился бывший депутат Народного Собрания Дагестана М. Магомедов, осужденный за организацию преступного сообщества, вымогательство, мошенничество и отмывание денег. Как установил суд, участники его преступного сообщества завладели многомиллионным имуществом клиентов «Витас-Банка».

Два с половиной года назад, отвечая на вопрос ВЦИОМ «Как Вы считаете, следует ли разрешить баллотироваться в депутаты Госдумы тем, кто имеет погашенную судимость», каждый третий ответил положительно, мотивируя это тем, что большее значение имеет политическая программа, а не прошлое кандидата.

Действительное, российское общество давно находится под серьезным влиянием тюремных нравов. Социологи объясняют тягу многих россиян к жизни «по понятиям» их особыми отношениями с государством. Главный фактор, объединяющий обывателей с заключенными, – бессилие в отношении властьимущих. «Призонизация» (от англ. prison – тюрьма) – такой термин использовал ныне покойный правозащитник В. Абрамкин для описания влияние тюремных традиций и обычаев на общество.

Наглядные результаты этой самой «призонизации» подтверждаются статданными Центризбиркома (см. рис.). Так, в избирательных кампаниях 2015 года приняли участие 6850 кандидатов, имевших или имеющих судимость (3,3% от числа выдвигавшихся на выборах), в том числе 1891 – за тяжкие преступления и 111 – за особо тяжкие (соответственно 27,6 и 1,6% от всех судимых). Стадию регистрации прошли 4,2 тыс. кандидатов. На разных стадиях избирательного процесса были исключены свыше 1 тыс. кандидатов, скрывших судимость. В числе избранных оказались 1,8 тыс. ранее судимых кандидатов, или около 1% от числа выдвигавшихся на выборах и около одной четверти всех судимых.


Годом раньше в избирательных кампаниях, голосование по которым состоялось 14 сентября 2014 года, участвовало 3197 кандидатов, имеющих либо имевших судимости, что составляет 2,83% от числа всех (около 112 тыс.) выдвинутых кандидатов. В их числе было 593 осужденных за тяжкие преступления (18,5% от всех судимых) и 76 – за особо тяжкие преступления (2,4%). Избранными оказались 520 кандидатов, имевших (имеющих) судимости (0,5% от числа выдвигавшихся на выборах, или 16,7% от всех судимых).

Согласно недавним опросам «Левада-Центра» (некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента) каждый второй россиянин не верит в летимность предстоящих думских выборов. Среди прогнозируемых нарушений назывались подтасовка результатов избиркомами (21%), предоставление преимуществ в ходе избирательной компании «партии власти» (18%) и подкуп избирателей (26%). Как оказалось, за последние пять лет доля тех, кто ходит на выборы, дабы исполнить гражданский долг, сократилась с 59 до 39%, а делающих это по привычке, наоборот, выросла с 15 до 21%. Причем лишь 14% голосуют с целью выразить свою политическую позицию. Кроме того, каждый четвертый россиянин готов продать свой голос на выборах в Госдуму. Из них 11% готовы сделать это всего за 5 тыс. руб., а 5% – за большую сумму. Таким образом, становится понятно, откуда в законодательных органах появляются ранее судимые граждане с блатными татуировками. Поэтому не стоит удивляться их дальнейшему поведению и качеству принимаемых ими законов.