1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 178

Начисляем страховые взносы в фонд соцстраха: семь практических ситуаций

Бухгалтеры нередко сталкиваются с ситуацией, когда непонятно, нужно ли начислять страховые взносы в Фонд соцстраха. Причем речь идет как о страховых взносах на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и о взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Помочь в этом случае может письмо ФСС России от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615, в котором специалисты Фонда собрали разъяснения Минтруда России, а также свежие разъяснения трудового ведомства по данной тематике. Проанализируем их с учетом сложившейся судебной практики.

Все вопросы по начислению страховых взносов на те или иные выплаты работникам можно разделить на две группы. В первую попадают ситуации, связанные с определением объекта обложения страховыми взносами, ко второй группе относятся вопросы, касающиеся освобождения выплат от обложения страховыми взносами.

Для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством порядок начисления установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), а для взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Положения этих законов во многом схожи.

Обратите внимание!

С 1 января 2017 г. вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым налоговым органам передаются полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (см. Федеральный закон 03.07.2016 № 243-ФЗ). Одновременно вносятся поправки и в отдельные законодательные акты РФ (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Так, с 1 января 2017 г. утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Положения названного закона в части предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, взыскания недоимки, начисления пеней, зачета и возврата сумм страховых взносов, проведения проверок, ответственности перенесены в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Контроль за правильностью исчисления и перечисления страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России. Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные периоды до 1 января 2017 г. нужно представлять в ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Так, объектом обложения взносами признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ). База для начисления взносов определяется как сумма облагаемых выплат, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые освобождаются от обложения (ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. А выплаты, не подлежащие обложению взносами по страхованию от несчастных случаев, установлены в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ. Эти перечни идентичны.

Посмотрим, как специалисты Минтруда России трактуют приведенные нормы в различных ситуациях. Сразу оговоримся, что из всех ситуаций, приведенных в письме, мы выбрали семь наиболее распространенных.

Ситуация 1: выдаем путевки работникам вредных производств

Рассмотрим ситуацию, когда организация оплачивает работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, путевки на санаторно-курортное лечение. Оплата осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Облагается ли стоимость таких путевок взносами взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносами «на травматизм»?

Минтруд России в письме от 26.05.2015 № 17-2/В‑266 пришел к выводу, что организация в данном случае должна начислить взносы на «травматизм» на стоимость путевок. Объясняется это тем, что в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не поименована. Следовательно, их нельзя вывести из-под обложения.

Отметим, что аналогичную позицию высказывали и специалисты ФСС России (п. 9 приложения к письму от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250). При этом они указывали, что стоимость путевок на санаторно-курортное лечение должна облагаться и страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как в ст. 9 Закона № 212-ФЗ такие путевки также не упоминаются. Такой подход разделяет Пенсионный фонд (совместное письмо ПФР и ФСС России № НП‑30-26/9660, № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014).

Приведенный подход Минтруд России демонстрирует в свежих разъяснениях (см. письма от 14.01.2016 № 17-3/В-8, от 18.02.2016 № 17-4/В-65 и № 17-4/В-66). Логика рассуждений такова. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признанных объектом обложения страховыми взносами, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ и в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ. Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Закона № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, является исчерпывающим. Стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в упомянутых перечнях не поименована. Таким образом, на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не распространяется действие ст. 9 Закона № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ независимо от источника финансирования оплаты таких путевок, и, следовательно, стоимость указанных путевок подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Однако с выводами чиновников из фондов не согласны суды. Арбит-ражная практика по данному вопросу полностью на стороне компаний. И Верховный суд РФ, и Президиум ВАС РФ считают, что стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников не должна облагаться страховыми взносами даже в том случае, если их оплачивает работодатель (Определение ВС РФ от 23.04.2015 № 310-КГ15-1740, постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

Суды указывают, что выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов. При этом отсутствие в ст. 9 Закона № 212-ФЗ стоимости путевок на санаторно-курортное лечение не является основанием для включения их в облагаемую базу.

Именно такой подход к решению споров по данному вопросу используют окружные суды (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 16.04.2015 № Ф04-17530/2015, Восточно-Сибирского округа от 05.03.2015 № Ф02-616/2015, Цент-рального округа от 05.12.2014 № А08-1114/2014).

Таким образом, у компаний есть очень хороший шанс при возникновении спора с проверяющими из фондов выиграть судебное разбирательство.

Ситуация 2: предоставляем дополнительный отпуск после несчастного случая

С работником компании произошел несчастный случай на производстве. Организация предоставила в связи с этим событием работнику дополнительный отпуск для санаторно-курортного лечения. Облагается ли оплата отпуска страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

По мнению Минтруда России, сумма отпускных в данном случае не будет облагаться страховыми взносами (письмо от 27.10.2015 № 17-3/В‑524). Аргументируется такая позиция следующим образом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению взносами. Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией работника после несчастного случая. В такие расходы включается оплата дополнительного отпуска работника на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (ст. 8 Закона № 125-ФЗ).

Обратите внимание: дополнительные расходы на реабилитацию работников после несчастных случаев на производстве или вследствие профессиональных заболеваний оплачиваются в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты ежегодных отпусков (п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286).

Отметим, что аналогичная позиция содержится в письме ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985. В нем специалисты ФСС России дополнительно указали, что ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ содержит точно такое же положение в части обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что и ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Поэтому на рассматриваемые выплаты не нужно также начислять и взносы по страхованию от несчастных случаев.

В вышеназванном письме Минтруд России отметил, что сумма выплаченных расходов должна быть отражена в строке 7 таблицы 8 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» расчета по форме 4-ФСС. Напомним, что с отчетности за I квартал 2016 г. приказ ФСС России от 26.02.2015 № 59, утвердивший форму и порядок заполнения расчета, применяется с учетом изменений, внесенных в него приказом ФСС России от 25.02.2016 № 54.

Ситуация 3: оплачиваем стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно

Организация, расположенная на территории Кемеровской области, оплачивает своим работникам стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно. Нужно ли в данном случае начислять страховые взносы?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минтруда России от 29.04.2015 № 17-3/10/В‑3051. Вот что сообщило трудовое ведомство.

По общему правилу, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, не облагаются страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые компанией своим работникам. Но эта льгота распространяется только на лиц, которые работают и проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1) перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсации устанавливается Правительством РФ. До сегодняшнего дня Правительство РФ не установило такой перечень. Поэтому нужно руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 10.11.67 № 1029. В нем Кемеровская область отсутствует. Поэтому, по мнению Минтруда, на компенсацию стоимости проезда работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области, к месту проведения отпуска и обратно п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не распространяется. Следовательно, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При решении данного вопроса нужно учесть один важный момент. Суды считают, что не облагается страховыми взносами стоимость проезда к месту проведения отпуска, оплачиваемая работникам организациями, которые расположены не только на Крайнем Севере, но и на Севере. Главное, чтобы такая организация, находилась в районе Севера, в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2014 № А33-13927/2013 (Определением ВАС РФ от 02.07.2014 № ВАС‑7885/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Западно-Сибирского округа от 16.03.2012 № А27-8359/2011 (Определением ВАС РФ от 25.07.2012 № ВАС‑9393/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Дело в том, что согласно п. 3 постановления Верховного совета РФ от 19.02.93 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом № 4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Ситуация 4: выплачиваем вознаграждение по договору подряда гражданину Республики Беларусь

Организация заключила договор подряда с гражданином Республики Беларусь. Работы выполняются за пределами Российской Федерации. Облагается ли вознаграждение, выплачиваемое подрядчику, страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Специалисты трудового ведомства считают, что суммы вознаграждения гражданину Республики Беларусь, выполняющему работу за пределами территории Российской Федерации по гражданско-правовому договору, заключенному с российской организацией, не подлежат обложению страховыми взносами (письмо от 28.08.2015 № 17-3/В‑439). Такая позиция полностью соответствует положениям Закона № 212-ФЗ, а именно ч. 4 ст. 7. В этой норме сказано, что выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу иностранных граждан в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Ситуация 5: принимаем нового сотрудника в середине года

Организация в середине года заключила трудовой договор с физическим лицом. Можно ли новому работодателю учитывать при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты, произведенные в пользу физического лица прежним работодателем?

Нет, так поступить нельзя. И это подтверждают специалисты Минтруда России в письме от 12.11.2015 № 17-4/ООГ‑1569.

Как мы уже говорили, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные организацией — плательщиком взносов, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Поэтому организация при определении базы по страховым взносам учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником. Следовательно, новая организация — работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу в отношении выплат своему работнику без учета полученных доходов у предыдущего работодателя.

Ситуация 6: компенсируем сотруднику использование для служебных целей авто по доверенности

Работник использует для служебных целей автомобиль, которым управляет на основании доверенности. За это компания выплачивает ему компенсацию. Нужно ли на такие выплаты начислять страховые взносы?

У специалистов Минтруда России однозначный ответ на этот вопрос: нужно в обязательном порядке, так как работник использует имущество, не принадлежащее ему на праве собственности (письмо от 13.11.2015 № 17-3/В‑542). Аргументацию своей позиции чиновники строят исходя из следующих норм законодательства.

Согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Компенсация за использование работником личного имущества в служебных целях прописана в ст. 188 ТК РФ.

Поэтому трудовое ведомство считает, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества (транспорта), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием автомобиля для исполнения работником служебных обязанностей. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающих расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях.

Если же работник использует в служебных целях имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, то, по мнению Минтруда России, выплаченная ему компенсация облагается страховыми взносами в общем порядке. Дело в том, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Следовательно, передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом доверенного лица.

Отметим, что аналогичной позиции Минтруд России придерживался и ранее (письмо от 26.02.2014 № 17-3/В‑92). Но суды не согласны с таким подходом.

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 23.09.2013 № А76-24083/2012 была рассмотрена точно такая же ситуация: организация выплачивала работнику компенсацию за использование личного имущества в служебных целях, при этом работник управлял автомобилем по доверенности. Принимая решение в пользу компании, суды указали следующее. Переданный по доверенности автомобиль не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность. Именно указанные правомочия и необходимы для использования автомобиля в служебных целях, что позволяет работодателю компенсировать затраты на использование транспортного средства, находящегося во владении работника на основании доверенности.

Суды учли тот факт, что в действующем законодательстве отсутствует понятие личного имущества. Поэтому личным имуществом работника является имущество, принадлежащее ему на любом законном основании.

Этот спор дошел даже до Высшего арбитражного суда, но Фонд получил отказ в направлении дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС‑4/14).

Ситуация 7: пониженные тарифы применяет профсоюзная организация

Профсоюзная организация применяет упрощенную систему налогообложения. В ходе своей деятельности она оказывает содействие в лечении работников — членов профсоюза, приобретает для них путевки и т.д. Может ли профсоюзная организация применять пониженный тариф страховых взносов как некоммерческая организация, оказывающая социальные услуги?

Минтруд России считает, что для профсоюзных организаций Закон № 212-ФЗ не предусматривает возможности применения пониженного тарифа страховых взносов (письмо от 25.11.2015 № 17-4/В‑577). Пунктом 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ установлен пониженный тариф в части уплаты страховых взносов в ФСС России в размере 0% для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Закон № 442-ФЗ) социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга — действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профсоюзные организации создаются с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, вступивших в профсоюз (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Учитывая тот факт, что деятельность профессиональных организаций не относится к деятельности по социальному обслуживанию населения, а также прямо не поименована в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, специалисты трудового ведомства пришли к выводу, что профсоюзы не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

К сожалению, у судов нет единой позиции по данному вопросу. Некоторые арбитры поддерживают фискальный подход.

Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2014 № А43-6052/2013 суд указал следующее. Согласно положениям законодательства о социальном обслуживании населения некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью. Поэтому если речь идет об оказании социальных услуг только определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к некоему предприятию (отрасли промышленности), в данном случае членам профсоюза, то п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ не применяется.

Обратите внимание!

В период возникновения спора, в рамках разрешения которого принято постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2014 № А43-6052/2013, действовал Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который после появления Закона № 442-ФЗ утратил силу. Но Закон № 442-ФЗ содержит аналогичные положения. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Уральского округа от 09.04.2014 № А07-11847/2013.

В качестве примера положительного решения для компаний можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2013 № А27-21554/2012. В ходе судебного разбирательства апелляционный суд пришел к выводу, что термин «организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения», исходя из его системного и лингвистического толкования, не может быть отождествлен с термином «организация социального обслуживания населения». Понятие «организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения» по своему содержанию шире, чем понятие «организация социального обслуживания населения», поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.

Таким образом, если из внутренних документов, регламентирующих деятельность профсоюзной организации, следует, что членами профсоюза могут стать любые лица (работники отрасли, учащиеся, инвалиды, пенсионеры) и за помощью к ней могут обратиться не только члены профсоюза, но и иные лица, такая профсоюзная организация вправе применять пониженные страховые тарифы. Кассационный суд полностью поддержал такой вывод.