Покупатели более оптимистично стали смотреть в будущее

| статьи | печать

Пессимистичные настроения российских потребителей, нараставшие почти целый год, в последние месяцы, по оценке экспертов ВШЭ и ВЦИОМ, пошли на убыль. Вместе с тем граждане по-прежнему опасаются снижения доступности привычных товаров, стараются покупать более дешевые изделия и экономят на развлечениях и зарубежном туризме.

В рамках мониторинга «Население России: доходы, расходы и социальное самочувствие» ученые ВШЭ совместно с аналитиками ВЦИОМ оценивают взгляд россиян на текущую экономическую ситуацию в целом и перспективу развития событий. Его отражает индекс социальных ожиданий населения. Как свидетельствуют июньские результаты измерения индекса, пессимистичные настроения граждан, нараставшие в период со II квартала 2015 г. по январь — март текущего года, несколько ослабли в апреле и мае 2016 г. Позитивный тренд продолжился в июне, когда значение индекса достигло –48 п.

В первом месяце лета, как и в мае, около половины опрошенных жителей считали, что тяжелые для страны времена еще впереди, но их доля несколько снизилась в эти месяцы (с 48% до 46%). Доля же оптимистов, уверенных, что самые тяжелые времена остались в прошлом, несколько возросла и достигла 21% от общего числа участников опроса.

Более оптимистичные ответы на вопрос о перспективах развития экономической ситуации на фоне всех россиян в июне дали работающие граждане (значение индекса для них составило –44) и специалисты с высшим образованием (–46).

Сравнение значений индекса социальных ожиданий в группах опрошенных граждан с различным материальным положением позволяет сделать вывод об уровне жизни как о значимом факторе социальных настроений. Чем беднее группа населения, тем более пессимистично смотрят ее представители на перспективы развития событий в стране.

Для покупателей, оценивающих материальное положение как плохое и очень плохое, значение индекса составило в июне –73 п. (при среднем по выборке значении –48).

У крайне бедных граждан (по собственной оценке своего материального положения) индекс составил –80.

А у россиян, оценивающих материальное положение как хорошее и очень хорошее, уровень индекса равнялся в среднем –18 п.

Страх инфляции выше опасений увольнения

В рамках мониторинга эксперты также отслеживают мнение населения по поводу возможности таких проявлений экономической ситуации, как удорожание или исчезновение привычных товаров, обесценивание сбережений, снижение трудовых доходов, а также потеря работы.

На протяжении всего периода наблюдения (с марта 2016 г.) опасения, связанные с рынком труда, были стабильными. Индекс страха потери работы колебался в интервале от –25 п. до –24 п. В этот же период индекс страха снижения трудовых доходов снизился с –8 п. в марте до –12 п. в мае, после чего слегка возрос в июне на 1 п.

Более значительные изменения характерны для индекса страха потери товаров и сбережений. После падения с 22 п. в марте до 16 п. в мае, что свидетельствует о снижении обеспокоенности населения данной проблемой, к июню он практически достиг уровня марта — апреля (пикового значения с января 2015 г.).

Наиболее значительно в мае — июне нынешнего года индекс страхов снижения доступности товаров и потери сбережений возрос среди городского населения (с 14 до 21 п.) и незанятых граждан, не имеющих пенсий (с 14 до 24 п.). Высоким его значение было также для работников коммерческого сектора (с 10 до 19 п.) и специалистов с высшим образованием (с 12 до 19 п.).

Зато не беспокоились о потере товаров и сбережений сельские жители и пенсионеры (может, потому что у них и так товаров и сбережений не густо).

«Опасения населения по поводу доступности привычных товаров и возможности сохранить свои накопления обострились в июне, хотя динамика показателей официальной статистики не свидетельствует о возникновении каких-либо негативных тенденций в экономике, которые могли бы стимулировать негативные ожидания граждан», — комментирует ситуацию директор Института социальной политики ВШЭ Людмила Бочарова.

Более того, несмотря на усиление опасений по поводу удорожания товаров, фиксируемое индексом, в июне россияне не сообщили об усилении роста цен. О значительном повышении цен на какие-либо из основных групп товаров и услуг в ходе июньского опроса сообщали практически столько же респондентов, что и во время майского опроса, или чуть меньшее число.

Только подорожание бензина и коммунальных платежей волновало граждан в июне больше, чем в мае. Доля людей, указавших на значительное увеличение цен на топливо, возросла с 24,9 до 26,3%, на существенное подорожание услуг ЖКХ — с 27,3 до 28,7%. Обратить внимание покупателей на рост этих цен мог начавшийся сезон дачного отдыха, повысивший актуальность покупок бензина и оплаты коммунальных услуг не только в зданиях, но и за городом.

Россиянам стало не до развлечений

Самой распространенной стратегией адаптации потребителей к сложным макроэкономическим условиям, как и раньше, остается экономия на потреблении товаров и услуг. При этом сильнее всего граждане экономят на развлечениях (52% семей от общей выборки), немного реже они сокращают траты на одежду и обувь (51%) и покупку продуктов питания (46%).

Гораздо меньше семьи экономили в июне на медицинских услугах (29% от общей выборки) и приобретении лекарств (26%), а также на образовательных услугах (14%).

Несмотря на то что наиболее популярные статьи расходов, которые подверглись сокращению, совпадают с результатами апрельского опроса, в июне россияне стали чаще экономить на развлечениях.

В крупных семьях распространенность стратегии экономии растет с размером семьи и увеличением количества детей в ней. По сравнению с результатами апрельского опроса в июне расширенные семьи, состоящие из пяти и более человек, а также семьи с несовершеннолетними детьми стали экономить чаще.

Распределение по источникам доходов семей, имевших опыт экономии в последние три месяца, показывает, что пенсионеры и семьи, зависящие от социальных выплат, почти в два раза чаще экономят на покупке лекарств. Они также в 1,5 раза чаще экономят на расходах на медицинские услуги.

Доля граждан, которые отметили ухудшение финансового положения своих семей в последние 12 месяцев, практически не изменилась и составила в июне 42%. С ухудшением материального положения чаще сталкиваются наименее обеспеченные слои населения. Порядка 70% семей, испытывающих затруднения с приобретением продуктов питания, 58% семей, встретивших сложности с покупкой одежды и обуви, отметили ухудшение своего финансового состояния за последний год.

Потребность в государственной помощи, как и следовало ожидать, оказалась выше у россиян, которых можно отнести к категориям «бедных» и «крайне бедных». Почти половина (47%) семей, испытывающих трудности при покупке продуктов питания, 27% жителей, которым не хватает денег на приобретение обуви или одежды, не способны самостоятельно справиться с нахлынувшими материальными трудностями.

Динамика индекса оптимизма (сводной оценки социальных ожиданий)

Период

Пункты

2015 г.

I квартал

–60

II квартал

–36

III квартал

–44

IV квартал

–47

2016 г.

I квартал

–62

апрель

–53

май

–52

июнь

–48

ИСТОЧНИК: ВШЭ, ВЦИОМ