Реформы неизбежны, но неизвестно когда и какие

| статьи | печать

Заседание Экономического совета при Президенте России остается важнейшим предметом обсуждения. Скептики считают, что это было формальное мероприятие, имевшее своей целью продемонстрировать стремление к переменам — и только; реалисты указывают, что руководству страны неизбежно придется принимать какие-то кардинальные решения — но неизвестно какие и когда.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров предложил собственную интерпретацию итогов заседания Экономичекого совета. Он обращает внимание, что президент Путин призвал участников руководствоваться не идеологическими соображениями, а прагматическими подходами, и предполагает, что сам президент настроен таким же образом.

Для успешной экономической трансформации Кремлю придется пожертвовать частью полномочий, считает Тихомиров, в частности, снизить контроль за судебной и правоохранительной системой, чего прежде никогда не происходило. Кремлю придется удержаться от соблазна вместо реформирования неэффективной системы госуправления использовать ее для стимулирования роста за счет самого государства, а не привлечения частных инвестиций.

Варианты понятны (см. табл.): либералы настаивают на продолжении структурных реформ, снижении роли государства и создании независимых судов. Сторонники усиления роли государства считают эти меры вторичными, предлагая быстрые решения в виде роста госрасходов за счет резервов и денежной эмиссии.

Кремлю придется сделать прагматичный выбор; вероятны рыночные реформы, считает Тихомиров, но предупреждает, что жертвовать политической властью ради повышения эффективности системы управления и улучшения инвестиционного климата российскому руководству будет сложно.

План либералов предполагает явные риски политической дестабилизации, а программа сторонников сильного государства — будущие риски для экономики и финансовой системы. В текущих условиях, уверен Тихомиров, Кремль будет вынужден принять позицию либералов, однако движение в этом направлении будет медленным и, возможно, непоследовательным.

Либералы, конечно, обещают долгосрочную стабильность и устойчивый рост, однако для этого потребуются непростые и непопулярные реформы (включая повышение пенсионного возраста и дополнительное сокращение соцрасходов), ограничение власти Кремля (путем сокращения госаппарата и обеспечения независимости судов), что займет довольно много времени — с точки зрения предвыборного состояния России сейчас эта задача выглядит труднорешаемой. Предложения сторонников усиления роли государства не противоречат взглядам Кремля, в особенности в части контроля крупных корпораций и их денежных потоков. За последние десять лет мы стали свидетелями существенного усиления роли государства в экономике, что позволило Кремлю значительно повысить уровень жизни электората, что в свою очередь обеспечило базу для очень сильной поддержки среди населения. На данный момент неясно, готов ли Кремль принести в жертву такой рейтинг одобрения, но высока вероятность того, что Кремль не пойдет на такие варианты поддержания роста, как размещение нового долга, расходование резервов или эмиссия денежных средств Центробанком, заключает Тихомиров.

На перепутье: перечень возможных вариантов реформ, май 2016 г.

Объект реформы Кремля

Инструмент реализации

Обоснование

Планируемый результат

Вероятность одобрения

Инвестиции и рост

Кудрин: частный сектор

Титов: государство

Главный оставшийся драйвер роста экономики, в то время как остальные драйверы, по сути, исчезли

Создание рабочих мест, повышение эффективности экономики и производительности труда, повышение уровня жизни

Высокая

Повышение уровня жизни

Кудрин: естественное следствие экономического роста

Титов: ускорение роста за счет госрасходов

Цель — обеспечение социальной и политической стабильности, сохранение поддержки населения

Возвращение к докризисным уровням жизни, повышение производительности труда, низкий уровень безработицы

В теории — высокая, на практике — низкая

Бюджетная стабильность, резервы

Кудрин: ускоренный переход к сбалансированному   и профицитному бюджету

Титов: тактически, дефицит бюджета не проблема

Осторожная бюджетная политика — ключ к низкой инфляции и финансовой стабильности. Резервы — защита от кризисов в будущем

Восстановление резервов суверенных фондов и ЦБ даже при сравнительно низких ценах на нефть (выше 50 долл./баррель)

Высокая

Независимость судебной и правоохранительной систем

Кудрин: важнейший фактор защиты прав инвесторов

Титов: не является приоритетной задачей

Приток частных инвестиций возможен только при условии защиты прав инвесторов и наличия независимых судов

Суды и полиция не зависят от государства и работают в условиях либеральной политической конъюнктуры

В теории — средняя, на практике — низкая

Уменьшение роли государства в экономике

Кудрин: государство — неэффективный менеджер, нужна приватизация

Титов: государство должно играть главную роль в деле продвижения реформ

Госкомпании составляют значительную долю экономики; повышение их эффективности и прозрачности автоматически улучшат перспективы роста

Более эффективная и конкурентная экономика, более качественное управление инвестициями, рост доходов бюджета в форме налогов и дивидендов

Низкая в теории и на практике

Таргетирование инфляции

Кудрин: замедление инфляции приведет к снижению кредитных ставок и росту инвестиций

Титов: не является приоритетной задачей, [ограниченная] эмиссия не окажет негативного влияния

Высокая инфляция оказывает деструктивное влияние на экономику и население, главное препятствие для долгосрочного планирования, кредитования и инвестиций

Низкая инфляция сделает кредиты более доступными для компаний и населения, откроет внутренние источники финансирования роста

Высокая

ИСТОЧНИК: БКС