1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

В сфере услуг появились признаки стабилизации

В I квартале текущего года Росстат зафиксировал остановку снижения индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг, который замер на уровне –9%. Стабильность ИПУ обеспечили незначительные колебания его компонентов. Баланс оценок изменения спроса на услуги сохранился на уровне предыдущего квартала, ожидаемых перемен спроса — вырос на 1 п.п., а изменения экономического положения компаний — снизился на ту же величину.

Отрицательные значения ИПУ наблюдались в 11 из 14 наблюдаемых видов услуг. Относительную уверенность сохранили только представители финансового и «курортного» секторов отрасли — руководители страховых компаний, ломбардов и санаторно-курортных организаций. Здесь индекс характеризовался положительными, хотя и весьма невысокими, значениями (+2, +3 и +1% соответственно).

Экономисты обращают внимание на заметное сглаживание пиковых — как максимальных, так и минимальных — значений ИПУ в отдельных видах услуг. В частности, заметно снизился градус оптимизма «чемпионов» IV квартала 2015 г. — руководителей ломбардов. Значение индекса в этом сегменте сферы услуг упало на 9 п.п. И наоборот, аутсайдеры прошлого года, представители туристических фирм, стали менее пессимистичны. Тут ИПУ прибавил 9 п.п. и достиг вполне сравнимого с другими видами деятельности значения (–9%).


На этом фоне незавидную стабильность демонстрируют предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, ремонту бытовых изделий и риэлторские фирмы. В данных секторах отрасли двухзначные отрицательные значения ИПУ сохраняются на протяжении пяти последних кварталов, и начало текущего года не стало исключением.

Снижение интереса потребителей к предоставляемым услугам отметила почти треть респондентов, а его рост — только 15%. Баланс оценок изменения данного показателя повторил минимальное за четыре года наблюдений значение (–16%). При этом около 40% респондентов констатировали, что спрос был ниже «нормального» уровня.

Интенсивность сокращения объема полученной прибыли в январе — марте немного усилилась. Более трети руководителей компаний (35%) отметили снижение показателя, и лишь 12% указали на его рост (в предыдущем квартале доля таких оценок составляла 33 и 12% соответственно).

Ухудшение производственных и финансовых показателей деятельности компаний сферы услуг отразилось на их экономическом положении. Баланс оценок изменения данного показателя снизился на 1 п.п. и достиг самой низкой за весь период наблюдений отметки (–12%).

Численность занятых в сфере сервиса продолжала сокращаться умеренными темпами. Три четверти респондентов констатировали сохранение показателя в I квартале 2016 г. на прежнем уровне, 7% отметили его рост, а 17% — снижение. Баланс оценок изменения показателя составил –10%, что соответствует его значению годом ранее.

Прогнозы предпринимателей на II квартал 2016 г. достаточно нейтральны. Балансы оценок ожидаемого изменения спроса на услуги, числа заключенных договоров (обслуженных клиентов) и экономического положения предприятий колеблются в позитивной зоне (от +2 до +5%).