1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 66

Смартфоны становятся неотъемлемой частью жизни россиян

По оценкам J’son & Partners Consulting, суммарные продажи смартфонов в России в 2015 г. составили 25,3 млн устройств. Впервые с 2009 г. они показали отрицательную динамику: относительно итогов 2014 г. продажи смартфонов сократились на 3% в натуральном выражении. Впрочем, при схожей сложной макроэкономической ситуации в 2009 г. падение рынка смартфонов было более ощутимым — сразу на треть по сравнению с 2008 г.

Аналитики J’son & Partners Consulting выделили несколько факторов, благодаря которым пользователи не стали массово отказываться от смартфонов в кризис: на рынке появился бюджетный сегмент смартфонов (устройства начального уровня можно приобрести менее чем за 2000 руб.). С развитием высокоскоростного интернета сами смартфоны стали неотъемлемой частью жизни людей. Кроме того, смартфоны заменили пользователям ряд альтернативных устройств: навигатор, MP3-плеер, диктофон, бюджетные фотоаппараты, будильник, фонарик и т.д.

Несмотря на снижение рынка в штучном выражении, в денежном выражении продажи увеличились на 6% по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. При этом в 2015 г. российские покупатели смартфонов менее охотно «переплачивали за бренд», предпочитая покупать схожие по характеристикам устройства по более низкой цене. Ряд новых производителей, ориентированных на бюджетный сегмент, в 2015 г. смогли занять более-менее значимую долю на рынке смартфонов. Доля традиционных производителей смартфонов упала ниже 50%.

Наблюдаемая в последние годы тенденция снижения средней розничной стоимости смартфона в связи с ростом предложения устройств бюджетного уровня прервалась в 2015 г. По оценкам J’son & Partners Consulting, средняя розничная стоимость смартфона увеличилась в 2015 г. на 9% по сравнению с 2014 г.

В 2015 г. в общих продажах смартфонов увеличилась доля устройств с поддержкой LTE, NFC и возможностью подключать две и более SIM-карты. В прошлом году продажи фаблетов (смартфонов с диагональю пять и более дюймов) впервые превысили продажи планшетных ПК. Как следствие, росла популярность сопутствующих услуг при продаже мобильных устройств: страхование, настройка и установка приложений на смартфонах и т.д.

В начале 2016 г. ряд производителей смартфонов заявили о новом повышении цен на продукцию в России на 15—20%. По мнению J’son & Partners Consulting, в связи с продолжением роста стоимости устройств и снижением покупательной способности высокий спрос на бюджетные смартфоны в 2016 г. сохранится. Вместе с тем сделать смартфоны более доступными может активная политика ретейлеров по привлечению покупателей (например, за счет субсидирования устройств операторами сотовой связи).

Объем рынка смартфонов в 2016 г. будет сильно зависеть от дальнейшей макроэкономической ситуации в стране и курса рубля. При этом к 2020 г. рынок смартфонов, по прогнозу аналитиков, вырастет более чем на 70% по сравнению с результатами 2015 г. К этому времени, если верить экспертам, смартфоны практически полностью вытеснят с рынка обычные мобильные телефоны.

Комментарий

Перспективы развития рынка мобильных устройств в 2016 г.

Рустам Шубенок, директор по развитию продаж ретейлера «Связной»:

Мы ожидаем, что в 2016 г. люди будут еще более взвешенно подходить к выбору персональной электроники, ждать выгодных предложений и акций от ретейлеров, а также пользоваться программами рассрочки и кредитования для приобретения устройств. Также мы прогнозируем, что популярность страховых продуктов для гаджетов как минимум не снизится относительно 2015 г. Люди будут по-прежнему стремиться максимально обезопасить свое устройство от выхода из строя.

Смартфоны будут еще больше утверждаться в качестве основного устройства для выхода в интернет. Продолжится процесс перехода с обычных кнопочных устройств на смартфоны. Все больше людей будут пользоваться фаблетами, продолжит расти доступность умных телефонов с LTE.

Среди других категорий персональной электроники рост покажут smart-аксессуары. Эти устройства все больше утверждаются в качестве самостоятельных гаджетов, а не в виде приложения к смартфону. Smart-аксессуары «обрастают» собственным функционалом, который постоянно расширяется.

Продажи категорий персональной электроники, большую часть функций которых берут на себя смартфоны и планшеты — электронные книги, компактные фотоаппараты, навигаторы, ноутбуки, — продолжат сокращаться. Что касается отдельно сегмента планшетов, то мы также не ожидаем его роста в 2016 г.

К сведению

Интернет уходит в телефоны

Согласно аналитическому отчету МТС по потреблению мобильного интернета в России в 2015 г. смартфоны стали основным устройством для пользования мобильным интернетом. Во второй половине 2015 г. умные телефоны опередили модемы по объему пользовательского трафика — доступность, достаточно большой экран и функциональность делают смартфон самым популярным устройством для выхода в интернет.

Наиболее активно в сети МТС растет проникновение недорогих смартфонов локальных брендов. Доля владельцев смартфонов локальных брендов среди абонентов МТС достигла 28%, на втором месте — Samsung с долей 26%, доля Apple постепенно снижается — до 20% по итогам 2015 г.

За год объем трафика 4G вырос вдвое. Общий объем трафика данных в мобильной сети МТС в 2015 г. вырос в 1,5 раза. Трафик, приходящийся на смартфоны, за 2015 г. вырос вдвое и достиг доли 39% в общем объеме трафика. При общем росте потребления мобильного интернета доли планшетов и роутеров остаются стабильными.

На конец 2015 г. в сети МТС зарегистрировано 7,5 млн девайсов с поддержкой LTE, 4,3 млн абонентов являются активными пользователями мобильного интернета, что вдвое больше, чем годом ранее. 99% пользователей интернет-сервисов в сетях 4G делают это осознанно.

Что касается тенденций в потреблении контента — объем трафика торрентов упал втрое, лидерские позиции укрепили просмотр онлайн видео и музыки, а также активности в социальных сетях и мессенджерах. На торренты по итогам 2015 г. пришлось только 2% всего мобильного трафика пользователей, что втрое меньше, чем годом ранее. Все чаще пользователи предпочитают смотреть кино и слушать музыку в интернете, чему способствует развитие рынка онлайн-кинотеатров и приложений и рост скоростей мобильной передачи данных. На онлайн-видео, музыку и общение в социальных сетях и мессенджерах приходится 60% всего мобильного трафика.