Дно пессимизма россиян, похоже, осталось позади

| статьи | печать

Индекс потребительской уверенности граждан от Росстата в III квартале слегка снизился (на 1 п.п.) и составил –24%. Экономисты отмечают, что нижняя точка пессимизма осталась в I квартале, когда индикатор спикировал до –32%. Похожую динамику показывает индекс потребительских настроений «Левада-Центра». После падения до 63% в январе он поднялся на уровень 70% в первом месяце осени.

Значение индекса потребительской уверенности (ИПУ), по данным Росстата, снизилось по сравнению со II кварталом на 1 п.п. и теперь равняется –24%. В январе — марте текущего года оно составляло –32%.

Ученые ВШЭ вспоминают, что в эпицентре предыдущего кризиса, в I квартале 2009 г., значение ИПУ составляло –35%. А самое минимальное значение ИПУ за все время наблюдений было зарегистрировано в IV квартале 1998 г., — 58%.

Вниз потребительскую уверенность потянул индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, который снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 8 п.п., составив –13%. Лишь 17% из числа участников опроса предположили, что в ближайший год состояние экономики России улучшится. Доля противоположных оценок составила 35% (во II квартале 2015 г. — 27%). Вместе с тем более 40% россиян считают, что экономическая ситуация в стране меняться не будет. 

Почти половина граждан сообщила об ухудшении своего материального положения, менее 10% опрошенных констатировали его улучшение. Относительно перспектив изменения личного благосостояния в ближайшие 12 месяцев 8% респондентов надеются на улучшение ситуации, в то же время почти 30% ожидают ее ухудшения.

Что касается еще одной составляющей ИПУ — благоприятности условий для крупных покупок, то здесь частный индекс составил довольно существенную отрицательную величину (–34%). Россияне в большинстве явно не надеются на покупку в ближайшее время квартир или авто.

Аналогичную динамику демонстрирует индекс потребительских настроений (ИПН), который определяет «Левада-Центр». После нижней точки в январе и феврале текущего года, когда значение индикатора составляло 63%, он подрос до 69% в июле и в первом месяце осени равнялся 70%.

Позитивный тренд также показывает индекс экономичес­кого оптимизма «Левада-Центра». Если в марте он равнялся 40%, то в конце лета его значение составляло 49%.

Анализ поквартальной динамики ИПУ, сделанный экспертами НИУ ВШЭ, позволил им сделать вывод, что пик потребительского пессимизма пройден в I квартале текущего года. Тогда значение индикатора достигло минимальных значений за весь предыдущий посткризисный период (–32%).

Сравнение же с результатами потребительских опросов в европейских странах выглядит не в нашу пользу. Россия по величине ИПУ (–24%) уже долгий период времени традиционно занимает третье место от конца рейтинга. Мы значительно опережаем аутсайдера ЕС — Грецию, где индикатор составляет –64,8%. Но наша страна еще дальше расположена от Дании, в которой ИПУ равняется 16,7%, и Нидерландов (11,8%).

«Лидерство этих стран определяется в первую очередь четкой работой институтов развития, экономически ориентированных на социальную поддержку населения, а также отстроенной законодательной системой в части обеспечения благоприятного предпринимательского климата, — подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — И главное, эти страны вкладывают высокую долю бюджетных ассигнований в развитие человеческого капитала».