1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 56

Бизнес в торговле работает на грани своих возможностей

Текущая экономическая ситуация не позволяет говорить о стабилизации делового климата в розничной торговле, показывает очередной опрос Росстата. Замедление экономической активности в отрасли возобновилось, а индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в III квартале текущего года упал до критической отметки, снизившись с 4 до 1%.

Положительная коррекция индекса по результатам 1-го полугодия 2015 г. была лишь следствием фрагментарной сезонной активизации рынка. В нынешнем же квартале текущее экономическое положение привело к новому витку негативных настроений, вновь отбросив показатель уверенности в рисковую околонулевую зону.

Тем не менее благоприятный летний период позволил частично сохранить положительный деловой климат в продовольственном и непродовольственном секторе розничной торговли. В продовольственном сегменте ИПУ составил 2%, в непродовольственном секторе — 1%.

Ретейлеры также терпят убытки от сложившейся ситуации. В результате социального стресса, обусловленного экономической и политической турбулентностью, им потребуется длительная адаптация к новым условиям функционирования.

Начало 2-го полугодия было отмечено ухудшением ситуации на рынке труда в отрасли. В частности, о сокращении персонала заявила почти треть руководителей (30%), а баланс оценки изменения численности снизился с –11 до –15%. Наибольшие сокращения наблюдались в продовольственном секторе — баланс численности там упал с –12 до –19%. К слову, подобного снижения занятости не наблюдалось даже в кризис 2009 г.

Результаты исследования также выявили небольшое снижение объема продаж и заказов на поставку товара относительно II квартала. Ответы руководителей торговых компаний показали увеличение доли респондентов, отметивших в качестве главного лимитирующего фактора развития бизнеса «недостаточный платежеспособный спрос» — таких оказалось 54% (в прошлом году показатель составлял 46%). Предприятия, реализующие непродовольственные товары, в большей степени столкнулись с проблемой спроса — 57% опрошенных отметили важность данного фактора.