1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1480

Разъяснения госорганов предлагается оспаривать в особом порядке

Минюст России предлагает установить особый порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. Им подготовлен проект федерального закона с поправками в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который на днях прошел антикоррупционную экпертизу.

Проект федерального закона « О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов федеральных органов исполнительной власти)» разработан министерством в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 31.03.2015 № 6-П (далее — Постановление).

Напомним, что данным Постановлением положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 15 (ч. 1 и 2 ), 46 (ч. 1 и 2 ) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой это положение по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешения судом административных дел об оспаривании разъяснительных актов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков.

В этой связи Минюст России предлагает определить в Кодексе административного судопроизводства РФ (далее — Кодекс) порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами, путем внесения соответствующих изменений.

А именно дополнить главу 21 Кодекса новой ст. 217.1, согласно которой дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами, будут рассматриваться Верховным судом РФ в качестве суда первой инстанции по правилам, предусмотренным для производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, в порядке, установленном главой 21 Кодекса, но с некоторыми особенностями.

В частности, при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд должен будет выяснить:

  • нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

  • обладает ли данный акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

  • соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им норм права.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд примет решение либо об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им законоположений, устанавливает не предусмотренные конкретизируемыми нормами права общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Также отметим, что в соответствии с предложенной Минюстом России редакцией новой статьи Кодекса с административным исковым заявлением о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, вправе обратиться лица, перечисленные в ч. 1—4 ст. 208 Кодекса, полагающие, что этот акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

К сведению

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. А также общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом, прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.