1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 930

Договор аренды: Минфин разъяснил вопросы налогообложения

В июне этого года финансовое ведомство выпустило два письма, посвященных вопросам учета расходов и расчетов по НДС в рамках договора аренды. Первое письмо (от 15.06.2015 № 03-07-11/34410) заинтересует арендаторов. В нем финансисты рассказали, какие документы нужны для подтверждения расходов в виде арендных платежей и принятия к вычету НДС по ним. А второе письмо (от 10.06.2015 № 03-11-09/33555) посвящено вопросам учета расходов арендодателя на УСН в ситуации, когда он осуществляет содержание имущества, сданного в аренду. Подробности — в нашем комментарии.

Ответы для арендатора…

Расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество для целей исчисления налога на прибыль относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Так же как и любые другие расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, они должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В письме от 15.06.2015 № 03-07-11/34410 Минфин России указал, что для документального подтверждения расходов в виде арендных платежей необходимы:

  • договор аренды (субаренды);
  • документы, подтверждающие оплату арендных платежей;
  • акт приемки-передачи арендованного имущества.

При этом специалисты финансового ведомства подчеркнули, что если иное не предусмотрено договором аренды, составление ежемесячных актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для документального подтверждения арендных платежей не требуется.

Об отсутствии необходимости составлять ежемесячные акты оказанных услуг по договору аренды финансисты говорили и раньше (письма Минфина России от 16.11.2011 № 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 № 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 № 03-03-06/1/559). А налоговики в письме от 05.09.2005 № 02-1-07/81 подробно объяснили, почему не нужен ежемесячный акт. Они указали, что сдача имущества в аренду является оказанием услуг. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Соответственно, если договаривающимися сторонами заключен договор аренды (лизинга) и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды (лизинга), то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора. А значит, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель, лизингодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор, лизингополучатель). Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды (лизинга) ни главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено.

Теперь что касается НДС. В комментируемом письме финансисты напомнили общие правила вычета НДС. Так, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС принимаются к вычету на основании счетов-фактур после принятия на учет товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из приведенных норм, финансисты сделали следующий вывод. Поскольку в рассматриваемой ситуации для принятия арендных платежей к учету достаточно договора аренды, акта передачи арендованного имущества и документов, подтверждающих оплату арендных платежей, отсутствие ежемесячно заключаемых актов оказанных услуг по предоставлению имущества в аренду не является основанием для отказа в принятии НДС к вычету по услугам аренды.

...и для арендодателя на «упрощенке»

В пункте 2 ст. 616 ГК РФ сказано, что расходы на содержание арендованного имущества несет арендатор, если иное не установлено законом или договором аренды. Следовательно, стороны договора аренды могут возложить обязанность по содержанию имущества, переданного в аренду, на арендодателя.

В закрытом перечне расходов, которые учитываются при УСН, затраты на содержание имущества, переданного в аренду, прямо не поименованы. В связи с этим возникает вопрос: может ли арендодатель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», учесть такие затраты в целях налогообложения?

В письме от 10.06.2015 № 03-11-09/33555 Минфин России напомнил, что в перечне расходов, которые учитываются при УСН, значатся материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Состав таких расходов налогоплательщики, применяющие УСН, определяют в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

Так, к материальным расходам относятся в том числе:

  • расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в том числе по техническому обслуживанию основных средств (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

По мнению Минфина России, расходы, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются к учету в порядке, предусмотренном ст. 265 НК РФ для исчисления налога на прибыль. Основание — п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ для организаций, предоставляющих на систематической основе за плату во временное пользование и (или) временное владение и пользование свое имущество, расходы на содержание переданного в аренду имущества считаются расходами, связанными с производством и реализацией. А к таким расходам относятся и материальные расходы (подп. 1 п. 2 ст. 253 НК РФ).

Исходя из вышесказанного, финансисты пришли к выводу, что налогоплательщики-арендодатели, применяющие УСН, могут учитывать в составе материальных расходов затраты на содержание объектов аренды, если договором аренды эти затраты возложены на арендодателя.