Как создать спрос на инновации

| статьи | печать

Крупные частные и государственные компании при грамотном стимулировании могут стать основными потребителями инноваций, которые предлагают малые предприниматели. К такому выводу пришли участники форума «Малый бизнес — большие перспективы», прошедшего в преддверии Петербургского международного экономического форума.

Очень сложно «поднять» инновационные малые предприятия в условиях, когда нет достаточного спроса на их продукцию, подчеркнул президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. В России есть сформировавшийся рынок хлеба, другие рынки, поэтому у предпринимателей есть возможность предложить товар более высокого качества, чем у конкурентов, и заработать деньги.

«Однако у нас не сформирован рынок инноваций, этот продукт не востребован. Поэтому, на мой взгляд, одна из главных задач сейчас — это создание рынка инновационных продуктов, создание конкуренции, — отметил г-н Катырин. — Пока нет экономических стимулов, нет налоговых преференций или каких-то других льгот для крупного бизнеса, чтобы он начал сотрудничать с малым и средним».

Сегодня в России активно создается инновационная инф­раструктура — бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д. Это нужная работа, но она будет давать весомые результаты, когда появится полноценный конечный потребитель, готовый платить за инновационный продукт деньги.

Деньги на покупку инновационных разработок, по мнению главы ТПП, есть у органов влас­ти, ответственных за закупки для государственных и муниципальных нужд и компаний с госучастием.

«Точки роста в период экономического спада можно обеспечить путем облегчения доступа малого бизнеса к государственным деньгам, — согласен с главой ТПП президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин.

Но уровень конкуренции в сис­теме госзакупок и закупок госкомпаний сейчас очень низок. У них нет стимулов к внед­рению инновационных продуктов, созданных малыми предприятиями, чтобы заработать дополнительную прибыль.

Сегодня любая государственная корпорация, по словам президента ТПП, может прос­то повысить тарифы, чтобы больше заработать. А если нет конкуренции, то трудно создать рынок инноваций. Надо думать, как создать конкурентную среду именно там, где есть деньги для покупки инноваций.

«Решение существующих проб­лем мне видится в развитии конкуренции, ликвидации барьеров, создании равных условий для работы, — полагает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов. — Конечно, нужна и господдержка малого и среднего предпринимательства, но пассивному человеку это все равно не поможет. Не хватает чего-то такого, что бы заставляло людей думать».

Сейчас нужна система мер, которая будет стимулировать крупные компании — и частные, и государственные — к приобретению инноваций, создаваемых малым бизнесом. Эксперты ТПП предлагают ввести целевые льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу для предприятий, размещающих определенную долю своего производственного заказа у МСБ. Можно также ввести льготные ставки арендной платы при использовании государственного и муниципального имущества, субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производственных мощностей и т.д.

Кроме «пряников», нужен и «кнут». Необходимо усилить борьбу против коррупции в сис­теме госзакупок и закупок гос­предприятий. Заказчики, по словам гендиректора «Эллен-Вест» Елены Дыбовой, часто предлагают техзадания, «подстроенные» под возможности «своего» исполнителя. Нужен классификатор продукции, где четко будут описаны все ее параметры и требования. Тогда и технические условия, предлагаемые заказчиком, не будут содержать требования, которые выдуманы, чтобы «порадеть родному человечку».