1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

ЦБ рекомендует страховщикам ОСАГО лучше информировать клиентов

Служба Банка России по защите прав потребителей, основываясь на поступивших от граждан жалобах, подготовила рекомендации для страховщиков ОСАГО по улучшению качества их работы, сообщает АСН со ссылкой на имеющийся в распоряжении агентства документ.

В число предложений, разработанных регулятором, включен «период охлаждения» по добровольным видам страхования, продаваемым клиентам вмес­те с ОСАГО. Кроме того, предполагается обязать страховые компании в полном объеме возвращать страхователю премию по договору добровольного страхования при его досрочном расторжении в течение пяти рабочих дней со дня заключения, если страховой случай по договору не наступил. Ранее с аналогичной инициативой выступала Федеральная анти­монопольная служба, однако на тот момент ЦБ РФ счел подобную меру несвоевременной. Согласно документу премия должна быть возвращена в те­чение десяти дней после поступ­ления требования о расторжении.

По данным службы, три четверти всех жалоб (15 100 из 20 100), поступивших в Банк России за январь — апрель 2015 г., были связаны с деятельностью страховых компаний.

В том числе 11 800 (78% из всех жалоб на страховщиков) были по поводу оформления полисов ОСАГО. Среди них 4200 жалоб поступило на навязывание дополнительных услуг при продаже полиса обязательной «автогражданки», 3700 — на отсутствие бланков и 1200 — на неприменение или неправильное применение коэффициента «бонус-малус».

Помимо «периода охлаждения» для дополнительных видов страхования, проданных вместе с ОСАГО, служба Банка России по защите прав потребителей также предлагает страховщикам улучшить качество информации по правилам страхования, которую они доносят до клиентов.

В частности, по мнению регулятора, страхователь при заключении договора страхования должен быть обязательно осведомлен о таких своих правах, как:

  • право вернуть себе всю премию по договору добровольного страхования в случае его досрочного расторжения в течение пяти рабочих дней после заключения;
  • право получить скидку за безаварийную езду («бонус-малус»);
  • право заключить договор ОСАГО в день обращения при наличии у страхователя всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг;
  • право осуществлять аудио- и видеозапись процесса заключения договора ОСАГО.

Ранее, в апреле, консорциу­мом в составе Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (­КонфОП) и международной организации Consumers International в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» журналистам и участникам рынка был предъявлен отчет о результатах независимого мониторинга «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке оказания страховых услуг». Как отметил директор проекта Андрей Бокарев, результаты отчета свидетельствовали «о недостаточном информировании потребителей о стоимости и особенностях услуг, предлагаемых страховыми компаниями и банками».

Тогда же председатель правления ­КонфОП Дмитрий Янин сообщил, что «страховой рынок в нынешней ситуации не вызывает доверия у потребителя», поскольку «страховые компании не готовы прозрачно и понятно объяснять людям все существенные условия договора страхования». Изучив официальные страницы 25 крупнейших страховых компаний в интернете, выяснилось, что только один из 25 страховщиков приводил в правилах четкое и последовательное изложение условий, не вызывающих проблем в понимании. Также в отчете отмечалось, что потребитель только в 4% случаев мог заранее самостоятельно узнать об исключениях (то есть убытках или расходах, не подлежащих возмещению при наступлении страхового случая), и только половина организаций от совокупной выборки имела на сайте калькулятор расчета стоимости полиса.
Сумма:
%