ЦБ рекомендует страховщикам ОСАГО лучше информировать клиентов

| статьи | печать

Служба Банка России по защите прав потребителей, основываясь на поступивших от граждан жалобах, подготовила рекомендации для страховщиков ОСАГО по улучшению качества их работы, сообщает АСН со ссылкой на имеющийся в распоряжении агентства документ.

В число предложений, разработанных регулятором, включен «период охлаждения» по добровольным видам страхования, продаваемым клиентам вмес­те с ОСАГО. Кроме того, предполагается обязать страховые компании в полном объеме возвращать страхователю премию по договору добровольного страхования при его досрочном расторжении в течение пяти рабочих дней со дня заключения, если страховой случай по договору не наступил. Ранее с аналогичной инициативой выступала Федеральная анти­монопольная служба, однако на тот момент ЦБ РФ счел подобную меру несвоевременной. Согласно документу премия должна быть возвращена в те­чение десяти дней после поступ­ления требования о расторжении.

По данным службы, три четверти всех жалоб (15 100 из 20 100), поступивших в Банк России за январь — апрель 2015 г., были связаны с деятельностью страховых компаний.

В том числе 11 800 (78% из всех жалоб на страховщиков) были по поводу оформления полисов ОСАГО. Среди них 4200 жалоб поступило на навязывание дополнительных услуг при продаже полиса обязательной «автогражданки», 3700 — на отсутствие бланков и 1200 — на неприменение или неправильное применение коэффициента «бонус-малус».

Помимо «периода охлаждения» для дополнительных видов страхования, проданных вместе с ОСАГО, служба Банка России по защите прав потребителей также предлагает страховщикам улучшить качество информации по правилам страхования, которую они доносят до клиентов.

В частности, по мнению регулятора, страхователь при заключении договора страхования должен быть обязательно осведомлен о таких своих правах, как:

  • право вернуть себе всю премию по договору добровольного страхования в случае его досрочного расторжения в течение пяти рабочих дней после заключения;
  • право получить скидку за безаварийную езду («бонус-малус»);
  • право заключить договор ОСАГО в день обращения при наличии у страхователя всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг;
  • право осуществлять аудио- и видеозапись процесса заключения договора ОСАГО.

Ранее, в апреле, консорциу­мом в составе Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (­КонфОП) и международной организации Consumers International в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» журналистам и участникам рынка был предъявлен отчет о результатах независимого мониторинга «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке оказания страховых услуг». Как отметил директор проекта Андрей Бокарев, результаты отчета свидетельствовали «о недостаточном информировании потребителей о стоимости и особенностях услуг, предлагаемых страховыми компаниями и банками».

Тогда же председатель правления ­КонфОП Дмитрий Янин сообщил, что «страховой рынок в нынешней ситуации не вызывает доверия у потребителя», поскольку «страховые компании не готовы прозрачно и понятно объяснять людям все существенные условия договора страхования». Изучив официальные страницы 25 крупнейших страховых компаний в интернете, выяснилось, что только один из 25 страховщиков приводил в правилах четкое и последовательное изложение условий, не вызывающих проблем в понимании. Также в отчете отмечалось, что потребитель только в 4% случаев мог заранее самостоятельно узнать об исключениях (то есть убытках или расходах, не подлежащих возмещению при наступлении страхового случая), и только половина организаций от совокупной выборки имела на сайте калькулятор расчета стоимости полиса.