Экоаудит с третьей попытки: Минприроды отказывается от СРО в пользу лицензирования

| статьи | печать

В этом году Минприроды России представило на общественное обсуждение третью по счету версию законопроекта об экологическом аудите. В новой редакции документа, по сравнению с предыдущими, изменился перечень оснований для проведения обязательного экологического аудита, плюс к этому он стал закрытым. Вместо саморегулирования в области экологического аудита (которое подверглось серьезной критике) в проекте предложено лицензирование такого вида деятельности.

Законопроект об экологическом аудите и внесении сопутствующих изменений в нормативные акты впервые был опубликован разработчиком — Минприроды России еще в 2012 г., однако по итогам его обсуждения было решено доработать до­кумен­т.

Во второй раз текст законопроекта был представлен на публичное обсуждение и направлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти в начале 2014 г. (см. «ЭЖ», 2014, № 05, с. 13), но вновь подвергся критике. «Слабыми местами» до­кумен­та были признаны перечень оснований для проведения обязательного экологического ­аудита (сейчас такой аудит носит добровольный характер), а также предложение установить требование о саморегулировании в сфере экологического аудита, фактически отдав данный вид контроля на откуп коммерческим структурам.

В итоге текст проекта был снова доработан, и в феврале 2015 г. должен был быть опуб­ликован на портале regulation.gov.ru вместе с корреспондирующим проектом о внесении изменений в нормативные акты (в процессе доработки единый законопроект разделили на два). Правда, на портале тексты до­кумен­тов так и не появились (ID 00/03-22636/01-15/7-13-4 и 00/03-22637/01-15/7-13-4), зато их можно найти на сайте министерства www.mnr.gov.ru.

Разработчики предлагают создать госреестр заключений экологического аудита

Понятие экологического аудита сейчас содержится в абз. 34 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). Под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, до­кумен­тированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных до­кумен­тов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Одной из задач разработки специального закона об экологическом аудите являлось и утверждение понятийного аппарата для данной сферы. При этом приведенное выше понятие экологического аудита почти без изменений из закона перекочевало в прошлогодний текст проекта «Об экологичес­ком аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако в новой, актуальной версии законопроекта «Об экологическом аудите и экологической ауди­торской деятельности» (далее — проект) из определения было изъято указание на подготовку рекомендаций как часть экоаудита (этого указания не было и в версии до­кумен­та 2012 г.).

Также в последнюю версию проекта вернулось понятие заведомо ложного заключения экологического аудита, которое присутствовало в первом варианте текста, но в прошлогодней редакции было оттуда исключено. Разработчики предлагают рассматривать как заведомо ложное заключение, которое составлено без проведения экологического ­аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее деятельности (содержанию) объектов экологического аудита, рассмат­риваемых экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором в ходе экологичес­кого аудита. Заведомо ложным заключение экологического аудита может быть признано только по решению суда.

В 2015 г. в законопроекте предусмотрено и создание нового реестра — Государственного реестра заключений экологического аудита, включающего два уровня (федеральный и региональный).

Банкротство владельца экологически вредного объекта потребует экоаудита

Одно из самых существенных изменений, предлагаемых законопроектом (как прошлогодним, так и новым), — введение обязательного экологического аудита, которого на сегодняшний день пока не существует. Правда, в разных редакциях до­кумен­та содержатся различные основания для проведения такого аудита.

Прошлогодняя версия законопроекта содержала открытый перечень оснований, который мог быть расширен законом и включал в себя следующие основания (п. 2 ст. 3 законопроекта):

  • осуществление деятельнос­ти по обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности;
  • разработка, выполнение планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприя­тий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допус­тимых выбросов и сбросов);
  • разработка, реализация проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;
  • выполнение мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиа­ционно загрязненных участков территории;
  • иные случаи, предусмот­ренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В последней редакции законопроекта перечень оснований закрытый и отличается от предыдущей версии. Из него исключено обезвреживание и размещение отходов IV класса опасности и реабилитация радиационно загрязненных участков территории, и внесены и уточнены иные основания:

  • реализация проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
  • реализация деятельнос­ти по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в отношении которой оказаны меры государственной поддержки, предусмот­ренные Законом № 7-ФЗ;
  • принятие решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории;
  • принятие решения о приватизации объектов, оказываю­щих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории.

Для осуществления экоаудита нужны лицензии, а не членство в СРО

В результате последней доработки законопроекта из него исчезло требование о саморегулировании в сфере экологичес­кого аудита. Разработчики отказались от этой идеи, вместо нее включив в проект требование о лицензировании в данной сфере.

Лицензию смогут получать как индивидуальные экологические аудиторы, так и аудиторские компании. Государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление экологического аудита, а также порядок выдачи, прекращения, переоформления и аннулирования лицензий, лицензионные требования и условия должно будет утвердить Правительство РФ.

В случае принятия закона он вступит в силу с начала 2017 г., кроме ст. 5 и 6, посвященных обязательному и доб­ровольному экологическому аудиту соответственно — они начнут действовать только с 2019 г.