Промышленная политика России получила законодательную базу

| статьи | печать

Для развития промышленности в России создана законодательная основа — принят специальный федеральный закон. Теперь предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность в сфере промышленности, смогут рассчитывать на финансовую, информационно-консультативную помощь, содействие в продвижении продукции на иностранные рынки и другие виды государственной поддержки. Заработать эти механизмы должны 30 июня 2015 г., когда закон вступит в силу. Кроме того, для практической реализации мер содействия промышленности Правительству РФ еще предстоит разработать и утвердить соответствующий порядок.

В последний день прошлого года Президент РФ подписал Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон, см. также «ЭЖ», 2013, № 44, с. 07). Принятый акт регламентирует отношения между предпринимателями, юридическими лицами и органами государственной власти при формировании и реа­лизации промышленной политики в нашей стране и закрепляет ее основы.

Закон можно назвать рамочным, поскольку большая часть полномочий в сфере промышленной политики передается Правительству РФ (ст. 6 Закона). Оно должно будет разработать и утвердить постановления, конкретно регулирующие вопросы отнесения продукции к промышленной, требования к индустриальным (промышленным) паркам, порядок применения мер стимулирования, заключения специальных инвестиционных контрактов и другие.

В Законе даны определения ряда терминов, в частности, таких: промышленная политика России, промышленный кластер, индустриальный (промышленный) парк, инжиниринговый центр (ст. 3 Закона), субъекты деятельности в сфере промышленности.

Субъекты деятельности в сфере промышленности (далее — промышленные предприятия) — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на российской территории, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Под промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала России, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Финансовая поддержка будет затрагивать все области деятельности промышленных предприятий

К задачам промышленной политики относятся, в частности:

  • создание и развитие современной промышленной инфраструктуры;
  • создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями иностранных государств;
  • стимулирование промышленных компаний по внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
  • модернизация основных производственных фондов промышленных компаний (п. 2 ст. 4 Закона).

Для выполнения поставленных задач предусмотрены различные меры стимулирования промышленной деятельности. Промышленным предприятиям будет предоставляться финансовая и информационно-консультационная помощь, поддержка в области научно-технической, инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации работников, содействие в продвижении на рынки иностранных государств.

Кроме того, отечественным товарам будет даваться приоритет перед иностранными товарами при проведении закупок для государственных нужд (п. 1 ст. 18 Закона).

Основным способом стимулирования промышленнос­ти является финансовая мера поддержки, в том числе через субсидирование. Субсидии будут предоставляться на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, освоение производства промышленной продукции.

Предоставление таких субсидий имеет некоторые особенности. Например, при организации конкурса на предоставление субсидий в число критериев отбора их получателей будет включаться показатель эффективности использования субсидий, полученных промышленным предприятием ранее. Более того, если получатель не достиг показателей эффективности, утвержденных при ее предоставлении, может устанавливаться штраф в сумме, эквивалентной размеру субсидии (п. 2 ст. 10 Закона).

Промышленным предприятиям — экспортерам продукции, произведенной на территории России, организациям, входящим в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, и компаниям, которые осуществляют страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков, также можно рассчитывать на финансовую поддержку.

Среди способов финансовой поддержки также предусмотрено предоставление денежных средств из федерального бюджета через государственные фонды развития промышленности, в том числе в форме зай­мов, грантов, взносов в уставной капитал, финансовой аренды (лизинга). Предполагается, что для этих целей РФ или ее субъекты будут создавать специальные фонды развития промышленности (ст. 11 Закона).

Специальный инвестиционный контракт — страховка от увеличения налоговой нагрузки

Еще одной мерой стимулирования является специальный инвестиционный контракт. Он будет заключаться на срок до десяти лет между государством (или субъектом РФ, муниципальным образованием) и инвестором, который примет на себя обязательства по созданию, освоению или модернизации производства на территории России (п. 1, 2 ст. 16 Закона).

Закон предусматривает, что при заключении такого контракта на срок его действия инвестору будет гарантировано неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на его доходы (доходы иных лиц, указанных инвестором в контракте) по сравнению с той нагрузкой, которая существует на момент его заключения.

К инвестору не будут применяться нормы, вступающие в силу после заключения контракта с запретами и ограничениями в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции, связанным с ней процессам проектирования, производства, перевозки и т.п.

Однако законы, принятые во исполнение международных договоров и нормативных правовых актов ЕЭС, которые ужесточают требования к промышленной продукции и увеличивают налоговую нагрузку, будут распространяться и на инвесторов-льготников.

Помимо перечисленных, государство может предоставить и иные льготы и преференции. Например, на коммунальные услуги и плату за аренду государственного имущества. Законом предусмотрено, что перечень преференций будет содержаться в самом инвестиционном контракте.

Важно учитывать, что при расторжении специального инвестиционного контракта по вине инвестора (имеется в виду ситуация, когда им не выполнены взятые на себя обязательства) ему придется не только возместить причиненный государству ущерб, но и компенсировать суммы неуплаченных налогов и сборов в результате применения к нему льгот, оплатить пени по ним.

Создается государственная информационная система промышленности

Законом установлено, что в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики, повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития создается государственная информационная система промышленности.

В системе должна будет содержаться информация, в частности, о состоянии промышленности и прогнозе ее развития, субъектах деятельности в сфере промышленности, прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, государственных и муниципальных программах, мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности.