РЖД разгоняет транспортную инфляцию

| статьи | печать

С начала года тарифы на все железнодорожные грузоперевозки выросли на 10%, а с 19 января на 13,4% подорожает еще и перевозка любых экспортных грузов.

Решение в РЖД повысить тарифы связывают с девальвацией рубля — на 70% по отношению к доллару. На самом деле, по данным Банка России, реальный курс руб­ля к доллару за 2014 г. снизился на 34,4%. В госкомпании считают, что рост курса доллара значительно сократил тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт, в связи с чем затраты экспортеров на транспортировку грузов даже при дополнительной индексации на 13,4% не превысят уровня 2014 г. При этом прирост экспортных перевозок в 2014 г. прогнозируется в пределах 4,4%. Рост тарифов принесет монополисту предположительно от 30 млрд до 40 млрд руб. дополнительных доходов.

Решение разморозить грузовые железнодорожные тарифы обусловлено непростым экономическим положением в отрасли. Серьезные убытки РЖД в 2014 г. предполагались еще до завершения прошлого полугодия. Не случайно президент России Владимир Путин по итогам совещания 25 июня поручил принять ряд мер по недопущению убытков «Российских железных дорог», которые прогнозировала транспортная монополия. Уже тогда, вопреки принятому ранее решению о заморозке тарифов естественных монополий, президент разрешил повысить тарифы на грузоперевозки железнодорожным транспортом в 2015 г. на 10%.

Следует отметить, что Федеральная служба по тарифам (ФТС) устанавливает, наряду с тарифом, предельное отклонение от него в виде надбавок или скидок. Поэтому, считают эксперты, решение РЖД окажется менее чувствительным для тех, кто сейчас перевозит грузы с предельной надбавкой, и более чувствительным для тех, кто пользуется скидкой. Информацию о надбавках и скидках РЖД не раскрывает. По сведениям аналитиков, с максимальной надбавкой к тарифу перевозятся на экспорт нефть и нефтепродукты, а до конца ­декабря со скидкой 11,8% перево­зилось на экспорт зерно.

По мнению руководителя «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, увеличение тарифной нагрузки на грузо­отправителей ударит и по операторам, так как сильно ограничит их возможность повышения своего тарифа — «вагонной» составляющей.

С точки зрения грузопроизводителей рост тарифов в 2015 г. не должен превысить 7,5%. К тому же из-за удорожания перевозок может снизиться грузопоток. Это может привес­ти к обратному результату — сокращению доходов моно­полиста.