1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 406

Как выйти на 1% прироста экономики

Дискуссии о мерах экономической политики, способных «подтянуть» в 2015 г. прирост отечественной экономики хотя бы выше 1%, развернулись сразу на нескольких экспертных площадках. Наша держава, увы, не может отменить санкции или повысить цены на нефть, но обещает направить триллионы рублей госзаказа только российским производителям, распечатать «госзаначки» и финансировать новые промышленные проекты.

На семинаре для руководителей законодательных органов субъектов РФ замглавы МЭР Алексей Ведев в своем докладе подчеркнул: «Российская экономика сегодня столкнулась с непростой ситуацией: снижение инвестиций, геополитичес­кая напряженность, сокращение кредитных ресурсов, рост издержек. Все это привело к тому, что темпы роста ВВП уже замедлились с 2% в IV квартале 2013 г. до 0,9% в I квартале 2014 г., 0,8% во II квартале и 0,7% — в III квартале».

Двумя основными вызовами, с которыми столкнулась отечественная экономика в этом году, стали, по оценке министра финансов Антона Силуанова, снижение цен на нефть и геополитическая ситуация. При этом, по его мнению, снижение цен на нефть оказало существенно большее влияние на экономику, нежели ограничения, введенные западными странами против России. Котировки нефти падают уже несколько месяцев подряд: с июня они снизились примерно на 30%, обновив многолетние минимумы.

«Порядка 40 млрд долл. в год мы теряем из-за геополитических санкций и около 90—100 млрд мы теряем в результате снижения цен на нефть на 30%», — отметил в своем выступлении на Международном финансово-экономическом форуме, который прошел в Финансовой академии при Правительстве РФ, руководитель Минфина.

С начала 2014 г., по словам А. Ведева, российский рубль обесценился на 30% к доллару и на 23% к евро. Снижение курса рубля к другим валютам и ограничения на импорт продовольствия сказались на росте инфляции. По итогам января — октября 2014 г. она составила уже 8,3%, при этом 1,4% из этой цифры привнесли санкции, еще 1,6% — рост валютного курса.

Кроме того, серьезной проб­лемой остается рост издержек на российских предприятиях. «На протяжении десяти лет темпы роста реальной заработной платы превышали темпы роста производительности труда», — напомнил замглавы МЭР. В результате доля прибыли и смешанных доходов в ВВП опустилась ниже 30%, что снижает ресурсы для капитальных инвестиций.

Основной же причиной замедления темпов экономичес­кого роста, по мнению г-на Ведева, стало снижение инвестиционной активности: –4,8% — в первом, –1,4% — во втором и –2,4% — в III кварталах.

В этих условиях крылатой фразой, которую любят использовать государственные мужи и ученые, становится выражение «скромный, но все-таки рост».

«В этом году у нас скромный, но все-таки рост — 0,5—0,6%, — заметил в своем выступлении на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр экономического развития Алексей Улюкаев. — В следующем году мы планируем рост в 1,2%, потом — 2,3% и на следующий год — 3% роста. В целом это не те показатели, которые бы нам хотелось видеть, но это все-таки рост, и мы уверены, что добьемся этих показателей».

«Лежащие» предприятия встанут за счет госзаказа

Добиться экономического прироста в 1,2% поможет, в частности, ориентация госзакупок и закупок для нужд компаний, связанных с государством, на отечественных поставщиков. Уже принято решение о том, что по ряду позиций закупки для государственных нужд будут осуществляться только у отечественных поставщиков. К этой категории относятся 106 видов товаров. Кроме того, по ряду позиций (248 видов товаров) российским компаниям могут предоставляться преференции в пределах 15% цены.

К ним относятся, кроме ВПК, производство тяжелой строительной техники, самосвалов, автокранов, легковых и грузовых автомобилей, автоприцепов, трамвайных вагонов, а также лекарственных препаратов, медицинской техники и продовольствия.

С начала года, по словам главы МЭР, с использованием указанных преференций для отечественных поставщиков товаров и услуг было заключено более 660 000 контрактов на общую сумму свыше 450 млрд руб. «Мы уже имеем примеры, когда, казалось бы, лежащее предприятие поды­мается, увеличивает объемы производства, получает финансовый результат, наращивает налогооблагаемую базу. И такие примеры мы должны тиражировать», — подчеркнул г-н Улюкаев.

Более того, закон о закупках госкомпаний также будет дополнен положениями о преференциях для отечественных поставщиков. «Кроме закупок для государственных нужд, существуют закупки для нужд компаний, связанных с государством, компаний с государственным участием. По объ­емам эти цифры сопоставимы: закупки для госнужд составляют порядка 8 трлн руб. в годовом исчислении, а для компаний с государственным участием — даже больше 8 трлн руб.», — сказал министр. Поправки в законодательство уже подготовлены и скоро будут рассмот­рены в Госдуме.

Промышленность и инфраструктура получат гарантии и средства ФНБ

Глава Минэкономразвития рассчитывает, что с 2015 г. начнет работать механизм государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов с объемом инвестиций от 1 млрд до 20 млрд руб. «Сейчас идет отбор соответствующих проектов, полностью готова необходимая нормативная база, сформированы соответствующие структуры», — заметил он.

Финансовая поддержка может быть предоставлена для крупных и средних проектов. «Мы берем проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб., они могут получать специальные условия финансирования с 25% бюджетных гарантий, причем это особая, прямая бюджетная гарантия, которая отдельно прописана в 39-м приложении для бюджета, предполагающая, что по решению комиссии Минфин автоматически обязан выдать гарантии без каких-либо дополнительных рассмотрений», — пояснил А. Улюкаев. Это дает возможность банкам предоставлять кредиты как минимум на десять лет.

Наконец, уже в этом месяце начнется финансирование проектов из Фонда национального благосостояния. «Это прежде всего транспортные проекты и проекты энергетической инф­раструктуры — модернизация БАМа и Транссиба, модернизация соответствующих сетей в этих регионах, Центральная кольцевая автомобильная дорога, Енисейский производственный кластер, железная дорога и угольное производство в Тыве и ряд других проектов», — пообещал руководитель Минэкономразвития.

Финансирование инфраструктурных проектов будет осуществляться, по словам А. Силуанова, не только напрямую из бюджета, но и через уполномоченные банки. Это позволит оказать господдержку ряду кредитных учреждений. Так, ВТБ уже запросил 250 млрд руб. субординированных кредитов из Фонда национального благосостояния.

Государственные средства, по мнению А. Ведева, необходимо направлять в инновационные сектора экономики (машиностроение, связь, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение), что связано с задачей организации импортозамещающих производств и локализацией выпус­ка ряда видов продукции. Эти высокотехнологичные производства способны сформировать дополнительный спрос на продукцию российских предприятий, придав импульс и стабильность малозаметному пока тренду роста.