Обязательную публикацию некоторых сведений в делах о банкротстве могут отменить

| статьи | печать

Минэкономразвития России разработало и представило на общественное обсуждение проект, призванный снизить финансовую нагрузку для компаний, в отношении которых ведется процедура банкротства. Планируется, что это произойдет за счет экономии средств, расходуемых при публикации обязательной информации в официальном издании. Нововведения должны пойти на пользу конкурсным кредиторам: они позволят увеличить объем конкурсной массы для погашения их требований.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с уточнением порядка раскрытия информации о проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве» (ID: 00/03-18139/09-14/12-13-4) размещен на портале http://regulation.gov.ru (далее — http://regulation.gov.ru, портал) для общественного обсуждения. Если законопроект будет принят, у арбитражных управляющих будет меньше работы в части публикации сведений в процессе банкротства компаний. Проектом предлагается сократить перечень случаев, информацию о которых необходимо публиковать в официальном издании; в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляю­щем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», таким изданием является газета «Коммерсант».

В частности, речь идет об изменении требований к публикациям сообщения о проведении собрания кредиторов (если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов больше 500), а также следующих сведений:

  • о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  • удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
  • о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
  • об отмене или изменении указанных сведений или содержащих указанные сведения судебных актов;
  • иных сведений, публикация которых предусмотрена Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

По действующему Закону о банкротстве все перечисленные сведения арбитражный управляющий обязан опубликовать как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — ­­ЕФРСБ), так и в официальном издании (п. 2 ст. 13, п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве).

Проектом же предлагается некоторые из них включать только в ­­ЕФРСБ, исключив законодательное требование об их обязательной публикации в официальном издании. Например, размещение сообщения о проведении собрания кредиторов предлагается признавать надлежащим уведомлением кредиторов при его размещении только в ­­ЕФРСБ. Размещения информации в ­­ЕФРСБ также будет достаточно и для сведений об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, об отмене или изменении этих сведений или содержащих эти сведения судебных актов.

В сводном отчете по законопроекту указано, что он предложен для решения проблемы сокращения объема конкурсной массы, направляемой на погашение требований кредиторов, которая возникает вследствие высоких затрат при опубликовании сведений, предусмотренных Законом о банкротстве. Но один из участников публичного обсуждения на портале отметил, что принятие проекта в предлагаемом виде не снизит затраты арбитражных управляющих, а лишь слегка уменьшит их.

Проект предполагает и изменение требований к содержанию публикуемых и размещае­мых сведений. Так, перечень информации для публикации в ­­ЕФРСБ остается по-прежнему довольно обширным. Для пуб­ликации сведений в официальном издании их объем значительно сокращается. Например, не требуется указывать сведения об арбитражном управляющем и подробную информацию о сведениях, идентифицирующих должника, дате следующего судебного заседания и т.д. Также предлагается исключить из Закона о банкротстве требования к содержанию сообщения о введении наблюдения, предусмот­ренные п. 4 ст. 68 Закона о банкротстве.

В законопроекте есть еще одно нововведение: установление срока для направления сообщения о введении наблюдения. Такое сообщение обязан публиковать временный управляющий, причем в законе срок для исполнения этой обязанности не предусмотрен (п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве). Однако Пленум ВАС РФ разъяснил, что до определения регулирующим органом срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона направляются временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»“».

Однако по проекту десяти­дневный срок установлен для «опубликования». Такая формулировка предполагает завершенное действие, достижение результата, то есть устанавливает обязанность арбитражного управляющего не только направить сообщение, но и обеспечить наличие публикации в указанный срок.

Это положение вызвало нарекания среди экспертов, высказавшихся в процессе публичного обсуждения законопроекта на сайте http://regulation.gov.ru. В комментариях указано, что опубликование сведений в течение такого срока в официальном издании невозможно. Дело в том, что текст объявления необходимо направить в редакцию газеты вместе с до­кумен­тами, подтверждающими полномочия. В соответствии с АПК РФ на изготовление решения или определения дается пять дней. Кроме того, по условиям редакции, сообщение публикуется в субботнем или ином номере газеты в течение десяти дней с даты его получения, при условии предоставления до­кумен­та об оплате. Иными словами, в течение десяти дней арбитражный управляю­щий может лишь опубликовать сведения в ­­ЕФРСБ, а также направить сведения о публикации в официальное издание, но не обеспечить их публикацию. Участвующие в обсуждении законопроекта высказали опасения, что принятие п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве в новой редакции приведет к привлечению арбит­ражных управляющих к административной ответственности за нарушение срока публикации в официальном издании.

Кроме того, непонятно, почему правило о сроке предлагается ввести только для стадии наблюдения. Так, правила публикации сведений о конкурсном производстве в случае принятия этого законопроекта останутся прежними (в ст. 128 Закона о банкротстве изменения не вносятся).

Прикрепленные файлы: