Российскую банковскую систему ждут трудные времена

| статьи | печать

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s выпустило обзор состояния банковских систем наиболее значительных развивающихся стран. Одна из глав посвящена России. Аналитики в черном свете видят будущее банковской системы России — и с точки зрения экономики в целом, и с точки зрения банковского дела в частности: почти 70% финансовых институтов из числа тех, кого рейтингует агентство, имеют прогноз «негативный». А главными рисками на 2015 г. Standard & Poor’s считает снижение капитала банков, рост стоимости рисков и сложности с фондированием.

По мнению аналитиков агентства, российская экономика работает под тяжким гнетом международных санкций, воздействуют на ее состояние и контрсанкции, введенные Президентом РФ и Правительством России. Санкции прежде всего проявляются в том, что государственным банкам практически закрыт доступ на западные рынки капитала, иностранные инвестиции снижаются, деловые перспективы, в хорошем случае, неопределенны. Несколько улучшает ситуацию эффект импортозамещения, который поддержан инфляционным эффектом девальвировавшегося руб­ля. Снижение импорта несколько усилило внешние позиции России, а в ее госбюджет пролился водопад обесценившихся руб­лей.

По прогнозу аналитиков Standard & Poor’s, при таких условиях ВВП России в этом году покажет пусть и минимальный, но все-таки рост: 0,3%. В 2015 г. рост убыстрится, считают они, и достигнет 1,1%. Такое вялое развитие экономики непременно скажется на эффективности всей банковской сис­темы, хотя кредиты продолжат расти и в нынешнем, и в следующем году.

Напрямую западное ограничение на доступ к капиталам в США и Европе касается более чем половины всей российской банковской системы, пишет Standard & Poor’s, однако пока ситуация с капиталом у российских банков остается управляемой, поскольку их зависимость от иностранного фондирования была ограниченной. В банковской системе России достаточно ликвидности, чтобы рефинансировать внешние долги — по крайней мере, те, срок платежей по которым наступает до конца 2015 г. Но чем дольше будут действовать санкции, тем больше сложностей с фондированием и ликвидностью будут испытывать российские банки — и в смысле доступа к деньгам, и в смысле их стоимос­ти. Продление санкций за пределы 2015 г., уверены аналитики Standard & Poor’s, создаст и непосредственный дисбаланс в сис­теме, но куда хуже кажутся им непрямые последствия их воздействия. В частности, это решительно подорвет доверие инвесторов к России; создаст впечатление, что деловые контакты с российскими банками несут на себе дополнительный риск; а убыстрение оттока капитала и вялый экономический рост, будучи следствиями санкций, серьезно скажутся ­просто на самом содержании бизнеса российских банков.

Есть и еще проблема: значительная часть ликвидности в российских банках — гигантские депозиты крупнейших корпораций, как государственных, так и частных; а поскольку ситуация с заимствованиями для многих из них резко ухудшилась или, по крайней мере, ­деньги подорожали, они могут начать выводить эти депозиты, что отчасти уже и происходит.

Результаты санкций уже видны в таком показателе, как зависимость банков от ЦБ. Сейчас доля ЦБ во всех обязательствах банковской системы составляет уже более 10%, а максимум, достигнутый в разгар кризиса, в 2009 г., составлял 13%. Обстоятельств, которые бы снижали зависимость банковской системы от ЦБ, не предвидится. Вклады физических лиц, служившие долгие годы основой для финансовой стабильности банков, перестали расти и даже снижаются. Вялая экономика не может не отразиться на кредитоспособности населения и бизнеса, и Standard & Poor’s ожидает в ближайшее время заметное увеличение количества необслуживаемых кредитов, что скажется на доходности банковской сис­темы и ее капитале.