Инфляционные ожидания демотивируют предпринимателей

| статьи | печать

В октябре российская промышленность стала оживать. В результате сокращения импорта увеличился спрос на продукцию отечественных производителей, что дало толчок к росту производства. Однако повышенная инфляция и избыточная турбулентность на валютном рынке сужают горизонты стратегического планирования бизнеса и отрицательно влияют на инвестиции, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

Эксперты ЦКИ проанализировали мнения руководителей около четырех тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом). Так, 17% респондентов констатировали рост спроса на продукцию своих предприятий, 20% заявили об увеличении объемов отгруженной продукции по сравнению с предыдущим месяцем.

При этом главным негативом месяца стала все большая обес­покоенность бизнеса «неопределенностью экономичес­кой обстановки». Доля респондентов, назвавших этот фактор лимитирующим производство, составила 34%. «Это означает, что более трети руководителей промышленных предприятий, мягко говоря, не очень хорошо представляют, что происходит сегодня с экономикой. И, к сожалению, доля таких рес­пондентов динамично растет. Конечно, ждать от руководителей предприятий, которые находятся в зоне экономической неопределенности, каких-либо инвестиционных, модернизационных и инновационных шагов представляется маловероятным», — подчеркивается в мониторинге ЦКИ.

Экономическая неопределенность, продолжающееся ухудшение финансовой составляющей, ситуация на рынке труда и некоторый всплеск инфляционных ожиданий нивелировали позитивные производственные и спросовые изменения. В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышлен­ности, — не изменился в октяб­ре по сравнению с сентябрем и составил –5%.