Прямое страхование собирает только 0,6% от общего объема премий

| статьи | печать

Объем сегмента прямого страхования вырос в 1-м полугодии текущего года на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 2,9 млрд руб. до 3,2 млрд руб. в 1-м полугодии 2014 г. Темпы прироста сегмента direct insurance немного опередили среднерыночные (8,4%). Такие данные предоставил аналитический центр «Институт страхования», действующий при Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).

Под прямым страхованием (direct insurance) понимается дистанционная продажа полисов страхования, то есть оформление полиса и расчет его конечной стоимости через Интернет или кол-центр без участия страховых агентов.

При старте этого нового для страхового рынка направления продаж в 2009 г. объем премий, полученных в рамках прямого страхования в 1-м полугодии, составил всего 0,9 млрд руб. Таким образом, за пять лет произо­шло более чем трехкратное повышение этого сегмента рынка. Однако доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах выросла за пять лет всего в два раза — с 0,3% по итогам 1-го полугодия 2009 г. до 0,6% по итогам 2014 г.

Концентрация сегмента прямого страхования в 1-м полугодии текущего года почти не изменилась. По данным «Института страхования», взносы по прямому страхованию у топ-5 прямых страховщиков по итогам 1-го полугодия 2013 г. составляли 75% от суммарных взносов, полученных через канал direct insurance, а взносы топ-10 охватили 87% сегмента. В 1-м полугодии 2014 г. на премии топ-5 компаний пришлось 73% взносов, полученных через канал прямого страхования, а первая десятка компаний заняла 88%.

Из топ-10 прямое страхование развивалось наиболее высокими темпами в универсальных компаниях — группе «Альянс» (прирост 178%), Страховой группе «Альфастрахование» (110%) и ГК «Росгосстрах» и «Капитал» (71%).

АЦ «Институт страхования» провел опрос, по результатам которого лидерами по взносам по прямому страхованию в 1-м полугодии 2014 г. стали те же три компании, что и в 1-м полугодии 2013 г., — ЗАО «Метлайф» (662 623 000 руб.), ОАО «Интач страхование» (618 419 000 руб.) и ООО «Группа Ренессанс Страхование» (403 206 000 руб.). По сравнению с прошлым годом поменялись местами «Группа Ренессанс Страхование» и «Интач страхование». Не сильно изменилась за последние годы и структура сегмента по видам страхования. В 1-м полугодии 2010 г. 93% взносов, собираемых в рамках прямого страхования, приходилось на автострахование (а годом раньше этот показатель составил 98%), однако уже с 1-го полугодия 2012 г. доля моторных видов в сегменте direct insurance сократилась до 63%, в 1-м полугодии 2013 г. опус­тилась до 53%, а по итогам 1-го полугодия 2014 г. составила 54%.

Глава ВСС Игорь Юргенс, комментируя итоги исследования, отметил, что автострахование является основным продуктом, с которым выходят на рынок практически все прямые страховщики, и только после наработки достаточной клиентской базы они начинают заниматься перекрестными продажами.