Россияне боятся работодателей и не знают своих прав

| статьи | печать

Страховое сообщество обсуждает проблему урегулирования убытков по ОПО (обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта): как показывает практика, сотрудники организаций — владельцев опасных объектов зачастую позволяют начальству замять дело в случае аварии, или боятся обращаться в суд за страховой выплатой по договору ОПО, или даже не подозревают о такой опции.

Рассказывает одна из участниц форума на сайте АСН (http://www.asn-news.ru/community/1322): «­Реальная история. Ко мне, как к человеку, занимающемуся страхованием, за консультацией обратился коллега, занимающийся промышленной безопасностью, по поводу особенностей получения страхового возмещения по ОПО. Один из друзей его детства, живущий на Урале, работает вахтовым методом в небольшой малоизвестной организации, оказывающей подрядные услуги для большой известной организации где-то на безлюдных просторах России.

Однажды на опасном объекте, принадлежащем большой известной организации, произо­шел взрыв — погибли люди, многие получили значительный вред здоровью. Эти люди были сотрудниками подрядных организаций. Дело замяли. Замяли, естественно, не потому, что сотрудники большой известной организации заботились об убыточности, а потому, что надо было скрыть уголовно наказуемое деяние. Формально событие является несчастным случаем (причем не на работе). Потерпевшим дали на подпись некие документы, и сотрудники их подписали. Потерпевшие получили какие-то смешные компенсации, в пределах двух окладов (а то и половины)».

«Выжившие люди боятся бороться за свои права, боятся потерять работу, потому что другую в небольшом городке не найдут, и не верят в возможность получения компенсаций. Они про то, что им положено страховое возмещение, узнали случайно от друга детства, приехавшего на малую родину навестить родителей. Родственники погибших не знают и этого. А ведь работали-то молодые еще мужчины, у которых семьи, дети, родители пожилые, и без кормильца им придется очень тяжко», — пишет дальше рассказчица, добавляя, что подобные случаи не редкость.

Кроме страха перед работодателем обращаться за выплатами мешает низкая информированность граждан о системе страхования ОПО. Как в приведенном выше примере, многие работодатели не считают нужным информировать сотрудников о том, что в случае аварии на производстве им положены выплаты. Хотя Нацио­нальный союз страховщиков ответственности (НССО) делает все возможное для донесения до пострадавших сведений об их правах, ряд аварий просто не попадает в поле зрения страховщиков из-за того, что дело удается замять и квалифицировать не как страховой случай.

Ранее в мае этого года на Всероссийской научно-практической конференции «Промышленная безопасность — 2014. Особеннос­ти законодательного регулирования и правоприменения» заместитель руководителя Рос­технадзора Борис Красных отмечал важность внесенных в 2013 г. изменений в законодательство РФ в области промышленной безопасности, на основании которых прошла перерегистрация опасных производственных объектов по степеням опасности и существенно снизился «проверочный пресс». Однако снижение «проверочного пресса», выгодное промышленникам, невыгодно работникам — на предприятиях, куда никогда не заглядывает глаз контролера, зачастую перестают выполнять элементарные правила техники безопасности.