1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 624

Проценты конкурсного кредитора: как провести корректировку

С 1 января 2014 г. в Налоговом кодексе установлен порядок учета для целей налога на прибыль доходов в виде процентов, начисленных на требования конкурсного кредитора. Этот порядок распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. В письме от 25.07.2014 № 03-03-РЗ/36597 Минфин России разъяснил, каким образом можно внести ­исправления в налоговую базу в связи с данным изменением законодательства.

Что такое проценты конкурсного кредитора

Если у компании есть должник, который признан судом банкротом и в отношении которого открыто конкурсное производство, на сумму ее требований к такому должнику начисляются проценты (п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве). Их начисление происходит со дня открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на день открытия конкурсного производства. Уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются (п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“»).

Изменения в законодательстве

До 1 января 2014 г. в Налоговом кодексе не был прописан порядок учета таких процентов для целей исчисления налога на прибыль. В связи с этим на практике возникал вопрос: как их правильно учесть — по правилам, предусмотренным для процентов или для штрафных санкций?

В письме от 28.01.2013 № 03-03-06/2/28 Минфин России разъяснял, что при начислении процентов у организации — конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику. По мнению финансистов, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыс­кании процентов. Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Таким образом, начисляемые в соответствии с Законом о банкротстве проценты на сумму требований подлежат учету у конкурсного кредитора для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Напомним, что проценты учитываются в доходах равномерно на конец месяца соответствующего отчетного периода (письмо Минфина России от 20.09.2013 № 03-03-06/4/39056).

С 1 января 2014 г. в подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ прописано, что доходы в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоя­тельности (банкротстве), признаются на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Эти изменения были внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»». При этом установлено, что они распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Как провести корректировку

В комментируемом письме специалис­ты финансового ведомства разъяснили, что внесение в налоговое законодательство изменений, распространяющих свое действие на прошедшие налоговые (отчетные) периоды, следует трактовать как выявление искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде.

Порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен в п. 1 ст. 54 НК РФ. Им предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прош­лым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). А в случае, когда допущенные искажения привели к излишней уплате налога, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены искажения, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Финансисты отметили, что перерасчет налоговой базы и суммы налога за прош­лый налоговый период и подача в этой связи уточненной налоговой декларации может быть осуществлен не только в случае выявления ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлому налоговому (отчетному) периоду, но и в иных законодательно установленных случаях.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяю­щие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В рассматриваемой ситуации законодатель распространил действие положений подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ, вступивших в силу с 1 января 2014 г. и уточнивших порядок учета доходов в виде процентов конкурсного кредитора, на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Придание законодателем указанной норме обратной силы следует расценивать как возможность полностью пересмотреть порядок учета и отражения в налоговой отчетности спорных доходов за прошлые налоговые периоды по правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 г.

В результате специалисты финансового ведомства пришли к следующему выводу. Поскольку иное положениями Кодекса не установлено, то с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ данный пересмотр может быть осуществлен налогоплательщиком как путем перерасчета налоговой базы, сумм налога и в этой связи подачи уточненных налоговых деклараций за прош­лые налоговые периоды, так и путем корректировки налоговых обязательств (включения спорных процентов в состав расходов) за 2014 г.

Отметим, что налоговики придерживаются такого же мнения (письмо ФНС России от 24.06.2014 № ЕД-4-15/12067@).