Страховые взносы с 2015 года: что изменится

| статьи | печать

Принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ, который вносит изменения в правила исчисления и уплаты страховых взносов. Закон вступит в силу с 1 января 2015 г., но с основными поправками имеет смысл ознакомиться уже сейчас.

Что сейчас

Какие изменения внесены

Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме обязательного пенсионного страхования»

Абзац 3 п. 3 ст. 8

Страхователь при предоставлении сведений на 50 и более работаю­щих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период предоставляет их в электронной форме

Сведения в электронной форме надо будет подавать при предоставлении сведений на 25 и более работающих

Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Пункт 1 ст. 20.1

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы

Уточнено, что объектом обложения взносами являются не выплачиваемые, а начисляемые выплаты

Абзац 6 подп. 2 п. 1 ст. 20.2

Не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск

Дополнен перечень исключений из необлагаемых компенсаций, связанных с увольнением работников. Кроме компенсации за неиспользованный отпуск будут облагаться взносами:

— суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка

Не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к мес­ту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работаю­щим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами РФ не облагается взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пунк­та пропуска через границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг

Уточнено, что не облагается взносами стоимость провоза багажа весом до 30 кг при проведении отпуска «северными» работниками не только за границей, но и на территории РФ.

Кроме того, установлено, что при проведении отпуска за границей не облагается взносами стоимость проезда, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Подпункт 2 п. 1 ст. 6

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой

В этот список включены еще и арбитражные управляющие

Абзац 1 п. 1 ст. 7

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой до­говор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года

Исключены слова «заключившие трудовой договор на неоп­ределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года».

Это значит, что иностранцы, временно пребывающие на территории РФ, без всяких оговорок относятся к застрахованным лицам и на выплаты, осуществляемые в их пользу, надо начислять взносы в Пенсионный фонд

Абзац 3 п. 1 ст. 7

К застрахованным лицам относятся в том числе лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой)

Уточнено, что к лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, относятся также арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся ИП.

Арбитражные управляющие регистрируются в качестве страхователей по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя (абз. 6 п. 1 ст. 11). А иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся ИП, — по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя.

Снятие с учета указанных лиц происходит также в течение трех рабочих дней с даты подачи заявления о снятии с учета (абз. 5 и 6 п. 2 ст. 11)

Подпункт 10 п. 4 ст. 33

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для аптечных организаций, уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности

Пониженные тарифы будут применяться только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

Другими словами, зарплата фармацевта, работающего в аптеке, будет облагаться взносами по пониженным тарифам, а зарплата уборщицы, работающей в этой же аптеке, — по обычным

Подпункт 14 п. 4 ст. 33

Пониженные тарифы применяются в том числе для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением ИП, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подп. 19, 45—47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ

Уточнено, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельнос­ти, указанном в патенте

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)

Подпункт «д» п. 2 ч. 1 ст. 9

Не облагаются страховыми взносами законодательно установленные компенсации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск

К исключениям кроме компенсации за неиспользованный отпуск добавились:

— суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Другими словами, названные суммы облагаются взносами

Пункт 7 ч. 1 ст. 9

Не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами РФ не облагается взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пунк­та пропуска через границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг

Уточнено, что не облагается взносами стоимость провоза багажа весом до 30 кг при проведении отпуска «северными» работниками не только за границей, но и на территории РФ.

Кроме того, установлено, что при проведении отпуска за границей не облагается взносами стоимость проезда, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ

Часть 2 ст. 9

Не облагаются взносами суммы суточных при командировках, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до мес­та назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении документов, подтверждающих расходы по найму жилья, суммы таких расходов освобождаются от взносов в пределах норм, установленных законодательством РФ

Исключено второе предложение данной нормы. Следовательно, затраты на оплату жилья командированного работника при отсутствии подтверждающих документов облагаются взносами в полном объеме

Часть 7 ст. 14

Если индивидуальные предприниматели, нотариусы в течение расчетного периода осуществляли свою деятельность с перерывом, то фиксированный взнос уплачивается в размере, пропорциональном количеству календарных месяцев, в течение которых ими фактически осуществлялась соответствующая деятельность

Уточнено, что за неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца

Часть 7 ст. 15

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению во внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках

Часть 10 ст. 15

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов

Предоставлять расчеты по взносам в электронном виде будут обязаны плательщики взносов, среднесписочная численность у которых превышает 25 человек. Причем данные расчеты должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью

Введены новые статьи, предусмат­ривающие порядок предоставления отсрочки уплаты страховых взносов

Новая ст. 18.1 устанавливает, что отсрочка предоставляется на срок не более года и предполагает поэтапную уплату задолженности. Отсрочка может быть предоставлена при наличии хотя бы одного из оснований:

1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований получателям бюджетных средств;

При предоставлении отсрочки по этим двум основаниям проценты на сумму долга не начисляются.

3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг. При предоставлении отсрочки по этому основанию на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки)

Новая ст. 18.2 определяет, что отсрочка не может быть предоставлена, если в отношении плательщика страховых взносов:

1) ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

2) в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, органом, указанным в ст. 18.3 Закона № 212-ФЗ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов

Новая ст. 18.3 устанавливает, что органами, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, являются:

1) по страховым взносам, уплачиваемым в ПФР и ФОМС, — территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту учета плательщика страховых взносов;

2) по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет ФСС РФ, — территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту учета плательщика страховых взносов.

Порядок предоставления отсрочки по взносам определен в ст. 18.4. Чтобы получить отсрочку, плательщик должен написать заявление. К нему прилагаются следующие документы:

1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;

2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;

5) обязательство плательщика страховых взносов, предусмат­ривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;

6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ. К примеру, если основанием для предоставления отсрочки является стихийное бедствие, к заявлению надо приложить заключение о факте наступления в отношении плательщика страховых взносов обстоятельств непреодолимой силы и акт оценки причиненного плательщику страховых взносов ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Заявление вместе с документами подается в соответствующий орган, уполномоченный предоставлять отсрочку.

Решение о предоставлении отсрочки принимается в течение 30 дней со дня получения указанного заявления. Оно вступает в силу со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Действие отсрочки может быть прекращено досрочно. Основания для досрочного прекращения отсрочки установлены в ст. 18.5

Статья 24 дополнена частями 6.1—6.3.

Согласно ч. 6.1 банки обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, ИП в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.

Органы контроля за уплатой взносов вправе запрашивать такие справки в следующих случаях (ч. 6.2):

1) проведение выездных или камеральных проверок плательщиков взносов;

2) вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах

Часть 3 ст. 25

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты

Уточнено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно

Часть 21 ст. 26

Не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда

Разрешено проводить зачет излишне уплаченных сумм по одному виду страхования, администрируемым одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоя­щих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов. Такой зачет производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа

Часть 11 ст. 35

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев

Установлено, что срок выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться (ч. 11.1):

1) получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

3) проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

— четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;

— десять и более — до шести месяцев;

4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки

Статья 35 дополнена ч. 24—27.

Часть 24 разъясняет, что повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.

В части 25 сказано, что при проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.

Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться (ч. 26):

1) вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов — в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;

2) органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно ч. 27, если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции. Исключение составляет случай, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов

Пункт 4 ч. 6 ст. 39

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом

Установлено, что в ходе проверки орган контроля за уплатой взносов не будет выявлять:

— смягчающие и отягчающие обстоятельства (п. 4 ч. 6 ст. 39);

— обстоятельства, исключающие вину (п. 3 ч. 1 ст. 43).

Также признана утратившей силу ст. 44 Закона № 212-ФЗ, устанавливающая смягчающие и отягчающие обстоятельства

Введена новая ст. 49.1 предусматривающая ответственность банков за непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов

Пункт 10 ч. 1 ст. 58

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для аптечных организаций, уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности

Пониженные тарифы будут применяться только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии Законом № 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению

Пункт 14 ч. 1 ст. 58

Пониженные тарифы страховых взносов применяются индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения, за исключением ИП, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подп. 19, 45—47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ

Уточнено, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельнос­ти, указанном в патенте