«Крымские» вопросы

| статьи | печать

С тех пор как Крым вошел в состав России, прошло три месяца. Российский бизнес присматривается к новым территориям и заново знакомится со старыми партнерами, которые раньше были зарубежными, а теперь стали российскими. Конечно, вопросов возникает немало: как зарегистрировать в Крыму обособленное подразделение, требовать ли от крымского контрагента счет-фактуру, в каком порядке уплачиваются налоги на новых российских территориях? Мы предлагаем обзор писем контролирующих органов, в которых содержатся разъяснения по этим и другим вопросам.

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. (п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее — Закон № 6-ФКЗ). Именно в этот день был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Применение налогового законодательства

Статьей 15 Закона № 6-ФКЗ установлено, что российское законодательство о налогах и сборах применяется в Крыму и Севастополе с 1 января 2015 г. До этой даты, в так называемый переходный период на новых российских территориях налоговые отношения регулируются (письма ФНС России от 04.04.2014 № ГД-4-3/6133, Минфина России от 27.05.2014 № 03-01-11/25262):

  • нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
  • а также нормативными актами, принятыми до присоединения рассматриваемых территорий к России — если эти документы не противоречат Конституции РФ.

Нормативными актами Крыма, регламентирующими применение законодательства о налога и сборах на территории Крыма в переходный период, являются:

  • Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденное постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 (далее — Положение № 2010-6/14) (письмо Минфина России от 27.05.2014 № 03-01-11/25262);
  • Закон г. Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее — Закон № 2-ЗС).

Пунктом 13 Положения № 2010-6/14 и ст. 18 Закона № 2-ЗС установлено, что в переходный период законодательство РФ о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих взимание имущественного налога и госпошлины, применяется в отношении:

  • юридических лиц, местом нахождения которых является Крым и Севастополь, сведения о которых внесены соответственно в ЕГРЮЛ, — со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ;
  • филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории Крыма и Севастополя, — со дня внесения сведений об их создании в ЕГРЮЛ;
  • иных обособленных подразделений российских организаций, созданных на территории Крыма и Севастополя после 18 марта 2014 г., — со дня создания обособленного подразделения.

Остальные компании применяют региональное законодательство и нормативные акты, принятые до присоединения Крыма к России.

Итак, те компании и предприниматели, данные о которых внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в переходный период должны с момента внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП исчислять налоги в соответствии с российским законодательством. А те, которых в российских реестрах нет, в переходный период будут применять правила, установленные региональным налоговым законодательством.

Перспективы
В целях ускорения социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя предлагается создание особой экономической зоны (ОЭЗ) Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Основной целью создания ОЭЗ должно стать привлечение в Республику Крым и город федерального значения Севастополь прямых и «портфельных» инвестиций, прежде всего в сферу сельского хозяйства, логистики, туризма, высокотехнологичных отраслей промышленности, формирование удобной и комфортной среды ведения бизнеса, развития судоходства и судостроения (письмо Минфина России от 27.05.2014 № 03-01-11/25262).

Постановка на учет

Общие правила

Разъяснения по вопросам государственной регистрации юридичес­ких лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях Крыма и Севастополя содержатся в письме ФНС России от 02.04.2014 № СА-4-14/6035. В этом письме налоговая служба привела шесть основных правил, которыми надо руководствоваться при постановке на учет организаций, создаваемых в переходный период — с 18 марта 2014 г. до 1 января 2015 г.

1. Организации, создаваемые в переходный период, регистрируются на территориях Крыма и Севастополя согласно законодательству РФ. То есть по правилам, предусмотренным ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ. Это касается и индивидуальных предпринимателей.

2. Сведения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП о новых компания и ИП вносят территориальные органы ФНС по Республике Крым и г. Севастополю.

3. Документы, необходимые для регистрации, представляются:

— создаваемой организацией — в территориальный орган ФНС по Республике Крым и г. Севастополю по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности;

— индивидуальным предпринимателем — в территориальный орган ФНС месту его жительства.

4. В случаях, установленных п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. До создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя нотариальные действия на их территориях совершаются лицами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Украины (ч. 3 ст. 20 Закона № 6-ФКЗ).

5. Госпошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1 января 2015 г. не взимается (ст. 15 Закона № 6-ФКЗ).

6. Документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, является (в соответствии с приказом ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@):

— при создании юрлица (в том числе путем реорганизации) и государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — свидетельство о государственной регистрации с приложением листа записи;

— в иных случаях внесения сведений об организации или ИП соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП — лист записи.

Как российской компании открыть обособленное подразделение в Севастополе

Налоговая служба в письме от 24.04.2014 № СА-4-14/8098 рассказала, как в переходный период российской компании зарегистрировать обособленное подразделение (не являющееся филиалом или представительством) на территории Севастополя.

Российская компания должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме № С-09-3-1 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@, далее — Сообщение).

На первой странице Сообщения в поле «код налогового органа» указывается 9204 — код созданной в настоящее время на территории города федерального значения Севастополя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя. После создания в Севастополе иных инспекций будет указываться код соответствующей ИФНС. На второй странице в поле «почтовый индекс» в первом знакомстве указывается цифра 2, далее почтовый индекс, действующий на территории Севастополя; в поле «код региона» указывается 92.

Постановка российской организации в инспекции по месту нахождения ее обособленного подразделения, созданного на территории Севастополя, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения от организации Сообщения. И в тот же срок выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме № 1-3-Учет (утв. приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@).

Датой постановки на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения, созданного на территории Севастополя, является дата создания, указанная в Сообщении, но не ранее 11 апреля 2014 г. Дело в том, что ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя была создана 10 апреля 2014 г. Поэтому если в Сообщении дата создания обособленного подразделения приходится на период с 18 марта 2014 г. до 10 апреля 2014 г., то датой постановки на учет будет считаться 11 апреля 2014 г.

К сведению
Актуальная информация о нормативно-правовой базе переходного периода, разъяснениях ФНС России по применению законодательства о налогах и сборах на территории Крыма и Севастополя, в том числе о заполнении платежных поручений для перечисления денежных средств в уплату налогов, сборов в бюджетную систему Крыма и Севастополя размещена на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» по адресу http://www.nalog.ru/rn92/taxation/krim_sev/ (письмо ФНС России от 07.05.2014 № ГД-4-3/8839).

НДС

Вывоз товара в Крым — не экспорт

С 18 марта 2014 г. Крым и Севастополь — это часть России. По­этому при вывозе товаров в Крым нулевая ставка по НДС, преду­смотренная подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ для экспортных опе­раций, не применяется. Надо использовать обычную ставку — 10 или 18% (письмо Минфина России от 16.04.2014 № 03-07-13/1/17316).

Купили в Белоруссии, привезли в Крым — это импорт

Минфин в письме от 02.06.2014 № 03-07-13/1/26356 разъяснил, как уплачивать НДС в следующей ситуации: российская компания, имеющая представительство в Республике Крым, приобрела товары в Республике Беларусь и из Беларуси ввезла их в Крым.

Крым с 18 марта 2014 г. входит в состав России. Получается, что из Беларуси товар попадает в Россию. А это уже импорт.

Применение НДС при реализации товаров в рамках Таможенного союза (ТС) Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан регулируется двумя документами:

— Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. (далее — Соглашение);

— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 г. (далее — Протокол).

Согласно ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола взимание НДС по товарам, ввозимым на территорию одного государства — члена ТС с территории другой страны — члена ТС, осуществляется налоговыми органами страны, на территорию которой ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров после их принятия на учет. При этом в налоговые органы представляется:

— налоговая декларация по форме, установленной законодательством государства — члена ТС, на территорию которого ввезены товары;

— документы, предусмотренные п. 8 ст. 2 Протокола, включая заявление о ввозе товаров.

Итак, в рассматриваемом случае российская организация обязана:

— исчислить НДС по товарам, ввозимым из Беларуси в Крым, и отразить соответствующую сумму налога в разделе I налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ (утв. приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н);

— представить в налоговый орган по месту постановки на учет документы, предусмотренные п. 8 ст. 2 Протокола, в том числе заявление о ввозе товаров.

Внимание!
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007 утрачивает силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕЭС). Также с этого момента утрачивают силу Протокол и Соглашение (Приложение № 33 к Договору о ЕЭС). Что касается Договора о ЕЭС, он начнет действовать с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу (ст. 113 Договора о ЕЭС).

Должен ли крымский контрагент выставлять счет-фактуру?

Как уже было отмечено, компании и предприниматели, данные о которых внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в переходный период должны исчислять налоги в соответствии с российским законодательством. А те, которых в российских реестрах нет, в переходный период будут применять правила, установленные региональным налоговым законодательством (п. 13 Положения № 2010-6/14, ст. 15 Закона № 6-ФКЗ).

Российское законодательство предусматривает выставление счета-фактуры. Соответственно, если контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ, то он должен выставить счет-фактуру. В этом случае вычет предоставляется на основании этого счета-фактуры.

Если же компании в ЕГРЮЛ нет, то в переходный период она российское законодательство не применяет. А в соответствии с Налоговым кодексом Украины при поставке товаров, а также при получении авансовых платежей поставщик выставляет покупателю налоговую накладную. Именно она и будет документом, на основании которого можно принять к вычету «входной» налог от крымского поставщика (письма ФНС России от 10.06.2014 № ГД-4-3/11220@, Минфина России от 29.04.2014 № 03-07-15/20060, доведено до налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 07.05.2014 № ГД-4-3/8785).

Транспортный налог и налог на имущество

Как указал Минфин России, налог на имущество и транспортный налог, установленные российским Налоговым кодексом, в 2014 г. на территории Крыма применяться не могут.

Указанные налоги относятся к региональным (ст. 12 НК РФ). Они вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии со ст. 356 и 372 НК РФ. На основании ст. 5 НК РФ эти законы вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Учитывая, что налоговым периодом по данным налогам является календарный год (п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 379 НК РФ), они не могут быть установлены применительно к налоговому периоду 2014 г. (письмо Минфина России от 30.04.2014 № 03-05-04-04/20583).

Страховые взносы на обязательное страхование

Как уже было отмечено, при применении российского законодательства о налогах на территории Крыма и Севастополя действует порядок, предусмотренный п. 21 Положения № 2010-6/14, ст. 15 Закона № 6-ФКЗ.

Однако, как указала ФНС России в письме от 04.06.2014 № ГД-4-3/10642@, взносы (в Украине они называются так: «единый взнос на общеобязательное государственное страхование») не входят в систему налогообложения (Закон Украины от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон Украины № 2464-VI).

Поэтому нормы Положения № 2010-6/14 и Закона № 2-ЗС к единому взносу не применяются, и Закон Украины № 2464-VI продолжает действовать на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в полном объеме вплоть до изменения нормативно-правового регулирования единого взноса либо до окончания переходного периода. В том числе в отношении лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, включая созданных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 18 марта 2014 г., и признаваемых согласно Закону Украины № 2464-VI плательщиками единого взноса.

Администрирование единого взноса осуществляется органами налоговой службы Крыма и органами налоговой службы Севастополя.

Уплата взноса, а также представление отчетности плательщики должны производить в порядке и в сроки, установленные Законом Украины № 2464-VI.

Платежи по единому взносу перечисляются в форме платежного поручения в стандартах ЦБ РФ, адаптированного к украинскому платежному документу по порядку заполнения реквизитов. Порядок заполнения платежного поручения определен приказом Минфина Республики Крым от 18.03.2014 № 60 в редакции, утвержденной приказом Минфина Республики Крым от 04.04.2014 № 81, и распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 26.03.2014 в редакции, утвержденной распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 14.04.2014 № 184-ОД.

Важно
Примеры заполнения формы платежного поручения на перечисление единого взноса содержатся в Приложениях 1 и 2 к письму ФНС России от 04.06.2014 № ГД-4-3/10642@. Налоговая служба указала, что в качестве идентификационного кода в реквизитном составе такого поручения (поле «Назначение платежа») в поле № 3 плательщики единого взноса, записи о которых внесены в ЕГРЮЛ, должны указывать ИНН, присвоенный им при постановке на учет в налоговых органах РФ.