Модель оценки бизнеса трансформируется

| статьи | печать

Стоимость бизнеса — это количественная оценка представления о полезности владения бизнесом для инвестора, или текущая стои­мость будущих благ от владения. И она не может быть ограничена только финансовыми показателями сегодня и тем более в будущем. Ведь в управлении компанией, ориентированной на рост ее стоимости, основную роль будут играть неосязаемые, или интеллектуальные активы. А они включают способность персонала находить решение проблем клиентов, лояльность клиентов к компании и прибыль, получаемую благодаря работе с ними, а также знания и умения эффективно реагировать на изменения потребностей рынка. Как в этой связи меняется модель оценки бизнеса?

Классическая модель оценки бизнеса базируется на данных финансовой отчетности компании и характеризует лишь одну из сторон ее деятельности. Но только финансовые показатели не могут дать инвестору полной информации о степени устойчивости компании и ее денежных потоках в будущем. Поэтому данная модель не позволяет справедливо оценить полезность владения бизнесом.

В этой связи многие публичные компании в последние годы стали публиковать для инвесторов отчеты по устойчивому развитию. В них делается попытка раскрыть информацию о взаимодействии компании с внешним окружением и влиянии на него. В таких отчетах, как правило, есть три раздела: по экологичес­ким, социальным факторам, а также по вопросам корпоративного управления, эти факторы принято обозначать аббревиатурой ESG (environmental, social and governance). Корпоративная социальная отчетность (ESG-отчет), раскрывающая деятельность компании по ESG-факторам, выступает дополнительным источником нефинансовой информации. С его помощью инвесторы могут:

■ определить, каким образом компания взаимодействует с ключевыми стейкхолдерами;

■ оценить, насколько устойчивы свободные денежные потоки компании в будущем на основе анализа стейкхолдерского риска.

Об оценке вклада приведенных факторов устойчивого развития в эффективность и капитализацию на примере российского производителя и экспортера минеральных удобрений читайте в «ЭЖ», 2013, № 25.

За последние десятилетия произошли существенные изменения, связанные с увеличением в рыночной капитализации доли неосязаемых активов. Об этом говорит показатель P/B (соотношение рыночной капитализации к балансовому значению собственного ­капитала).

На рынке США (индекс S&P 500) данный показатель равен 2,63. Он означает, что сегодня в рыночной капитализации в среднем нематериальные активы составляют 72%, а физические активы — 38% (см. рисунок). Центральный сегмент на рисунке показывает, что финансовая отчетность объясняет очень малую часть рыночной добавленной стоимости.

В России (индекс РТС) показатель P/B меньше единицы. Следовательно, рыночная капитализация ниже стоимости материальных активов. Данный факт, скорее всего, говорит о том, что на российском рынке сегодня больше продавцов, нежели покупателей и активы стоят дешево, поэтому показатель P/B не отражает реальной картины. В такой ситуации вряд ли собственники согласятся продавать бизнес дешевле его балансовой стоимости.

Упрощенно новую модель оценки можно представить таким образом: чем выше (ниже) стейкхолдерский риск и, следовательно, риск устойчивости денежных потоков, тем ниже (выше) показатель P/B.

Данная модель была протестирована на американском и российском рынках. Результаты исследования на американском рынке показали следующее:

■ уровень раскрытия информации по факторам ESG оказывает существенное влияние на будущую капитализацию компании;

■ инвесторы учитывают факторы ESG в оценочных моделях для определения фундаментальной стоимости компании, или внутренней действительной стоимости активов, лежащих в основе стоимости компании, рассчитанной с учетом ее финансового состояния;

■ чем больше информации о способах взаимодействия со стейкхолдерами дает компания, тем больше у инвесторов возможности оценить устойчивое развитие бизнеса.

Для российского рынка уровень раскрытия информации по факторам ESG пока не показал существенного влияния на будущую капитализацию компании. Представляется, что данная ситуация изменится, поэтому российские компании составляют корпоративную социальную отчетность.

Пока же вопрос разработки универсальных оценочных моделей с интегрированными факторами ESG остается открытым.