Исполнение бюджета ПФР в 2013 г. ставит под сомнение реалистичность бюджетных проектировок

| статьи | печать

В прошлом номере (с. 22) мы представили первую часть исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, посвященную исполнению федерального бюджета в 2013 г. Сегодня уделим внимание второй его части — исполнению бюджета внебюджетных фондов. Поскольку главные опасения авторов исследования относятся к Пенсионному фонду России, на нем и сфокусируем внимание.

В 2013 г. доходы бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) составили 6388,4 млрд руб. (9,6% ВВП), расходы — 6378,5 млрд руб. (9,6% ВВП), профицит бюджета — 9,9 млрд руб. (0,01% ВВП). Необходимо иметь в виду, отмечают аналитики ­РАНХиГС, что показатели общего дефицита/профицита бюджета ПФР достаточно условны, так как складываются из профицита по накопительной части и дефицита по доходам и расходам, не связанным с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Также они рекомендуют учитывать, что дефицит в части не связанной с накопительной, не отражает реального дефицита пенсионной системы, так как он покрывается трансфертом из федерального бюджета. При этом по сравнению с уровнем 2012 г. объем доходов ПФР незначительно увеличился, в то время как расходы выросли, что привело к столь незначительному размеру профицита (по сравнению с предыдущими годами). Исследователи отмечают, что за этот же период снизились в долях ВВП доходы как бюджетной системы (бюджета расширенного правительства — БРП), так и федерального бюджета (ФБ). Все это привело к увеличению роли бюджета ПФР в бюджетной системе: доля доходов (включая трансферты) увеличилась с 25,1 до 26,5%, а доля расходов с 23,5 до 25,6%. В то же время доля трансфертов ПФР в общем объеме расходов федерального бюджета немного снизилась — с 21,9 до 21,3%.

Снижение объема федеральных трансфертов является основным фактором сокращения доходов ПФР в 2014—2016 гг. При этом бюджетные проектировки предполагают также снижение расходов, что приводит к тому, что в 2014 г. бюджет ПФР должен быть сведен с незначительным дефицитом, а далее предполагается возврат к профициту. Однако, предупреждают ученые ­РАНХиГС, исполнение бюджета ПФР в 2013 г. ставит под сомнение реалистичность бюджетных проектировок как в части расходов, так и в части необходимых объемов трансфертов из федерального бюджета. Изначально расходы бюджета ПФР в 2013 г. планировались на уровне 6088,7 млрд руб., а исполнены по итогам года уже в объеме 6378,5 млрд руб. В результате, делают вывод академические эксперты, маловероятно, что уже в 2014 г. расходы вновь вернутся на уровень 2011—2012 гг. (в долях ВВП), а к 2016 гг. даже снизятся (и это без учета фактора появления новых субъектов РФ в 2014 г.) При этом на 2014 г. пока запланирован номинальный рост расходов ПФР лишь на 0,6% к уровню 2013 г. (то есть снижение в реальном выражении). Все это говорит ученым о крайней актуальности мер, направленных на увеличение реальной сбалансированности пенсионной системы.

В рамках повышения ее сбалансированности в долгосрочном периоде, на их взгляд, возможны следующие меры.

1. Дополнительные меры по ограничению роста обязательств солидарной пенсионной системы:

повышение стажевых требований к работникам бюджетной сферы для досрочного выхода на пенсию по одному году в год до 35 лет. Такой механизм пенсионного обеспечения бюджетников предполагает к середине 2030-х гг. перевод данной категории пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения.

Выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин (начиная с 2019 г.), последующее повышение пенсионного возраста, увязанное с ростом продолжительности жизни.

Развитие концепции пенсии, выплачиваемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, как страховки по бедности и нетрудоспособности — все дополнительные увеличения фиксированной выплаты к страховой части пенсии должны осуществляться с учетом нуждаемости.

2. Обеспечение твердых гарантий финансирования дефицита пенсионной системы (неизбежного, при прочих неизменных параметрах) не за счет дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда, а в частности за счет «приватизации в пользу пенсионеров» или использования средств Фонда национального благосостояния. Направление ощутимой части нефтегазовых доходов и доходов от приватизации в пенсионную систему покажет, что государство вносит вклад в решение пенсионных проблем, не перекладывая на граждан всю их тяжесть (это, считают аналитики ­РАНХиГС, также сделает меры по повышению пенсионного возраста и/или стажевых требований более приемлемыми для общества).

3. Обеспечение перезапус­ка отрасли негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с 2015 г. и повышение эффективности инвестирования.

В 2013 г. в целом доходы бюджета ПФР выросли на 1,8% в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен). По отдельным видам доходов динамика различалась, что привело к определенным изменениям в структуре доходной части. Увеличились доли страховых взносов на выплату страховой и накопительной час­ти трудовой пенсии и заметно сократилась доля трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета. При этом в основном сократился трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.

В целом, считают авторы исследования, можно говорить о том, что в период 2011—2013 гг. структура расходов бюджета ПФР была достаточно стабильной.

Доходы и расходы бюджетной системы, федерального бюджета и бюджета

Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010—2016 гг, в % ВВП


2010

2011

2012

2013

Отклонение 2013 г. от 2012 г., п.п. ВВП

2014

2015

2016

Отклонение 2016 г. от 2013 г., п.п. ВВП

Доходы БРП

34,6

37,3

37,7

36,1

–1,6

35,4

35,9

36,2

0,1

Доходы ФБ

17,9

20,3

20,7

19,5

–1,2

18,5

18,3

18,3

–1,2

Доходы ПФР, в т.ч.:

10,0

9,4

9,5

9,6

0,1

8,6

8,9

8,9

–0,7

средства ФБ, передаваемые бюджету ПФР

5,7

4,3

4,5

4,3

–0,3

3,9

3,7

3,7

–0,6

Расходы БРП

38,0

35,7

37,2

37,3

0,1

36,1

36,5

36,7

–0,7

Расходы ФБ

21,8

19,5

20,7

20,0

–0,7

19,0

18,8

17,9

–2,1

Расходы ПФР

9,2

8,8

8,8

9,6

0,8

8,8

8,7

8,5

–1,0

Баланс ПФР

0,8

0,6

0,7

0,01

–0,7

–0,2

0,2

0,4

0,4

Справочно: ВВП

46309

55967

62218

66755

-

73315

79660

86837

-

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.

Плановое и фактическое исполнение бюджета Фонда социального страхования в 2010–2013 гг., % ВВП


Доходы

Расходы


утверждено в бюджете*

исполнено, касса

исполнено начислено**

утверждено в бюджете*

исполнено, касса

исполнено начислено**

2010

0,92

0,32

1,00

1,06

0,38

1,06

2011

0,82

0,39

1,00

0,90

0,28

0,89

2012

0,93

0,46

1,01

0,95

0,30

0,85

2013

0,88

0,36

0,90

0,93

0,31

0,85

2014

0,77

н.д.

н.д.

0,77

н.д.

н.д.

2015

0,76

н.д.

н.д.

0,78

н.д.

н.д.

2016

0,76

н.д.

н.д.

0,77

н.д.

н.д.

* 3а 2014—2016 гг. представлены плановые показатели согласно принятому бюджету Фонд социального страхования РФ на этот период

** За 2013 г. данные согласно опубликованному Министерство труда Проекту Федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2013 г.»

Источник: Федеральное казначейство, Минтруд России, Росстат, расчеты РАНХиГС.

Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010—2016 гг., % ВВП


2010

2011

2012

2013

2014*

2015**

2016**

1. Доходы, в том числе:

0,22

0,62

1,55

1,65

1,69

1,82

1,75

Страховые взносы по ОМС, подлежащие зачислению в бюджет ФОМС, в том числе:

0,20

0,58

1,47

1,61

1,65

1,79

1,72

страх. взносы за работающее население

0,20

0,58

0,99

1,03

1,00

1,00

1,00

страх. взносы за неработающее население

-

-

0,48

0,58

0,65

0,79

0,73

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

0,01

0,04

0,08

0,04

0,04

0,03

0,03

2. Расходы, в том числе:

0,24

0,55

1,50

1,57

1,86

1,82

1,75

Межбюджетные трансферты ТФОМС*** на диспансеризацию детей-сирот и дополнительную диспансеризацию работающих граждан

0,01

0,01

0,01

0,00

-

-

-

Межбюджетные трансферты в ТФОМС и федеральный бюджет в рамках программы «Модернизация здравоохранения»

0,00

0,34

0,42

0,00

0,07

-

-

Межбюджетные трансферты ТФОМС на выполнение территориальной программы ОМС

0,19

0,17

1,03

1,54

1,60

1,80

1,72

Межбюджетные трансферты ТФОМС на компенсационные выплаты медицинским работникам

-

-

0,01

0,00

0,00

-

-

Межбюджетные трансферты ФСС на оплату медицинской помощи женщинам во время беременности и родов

0,04

0,03

0,03

0,03

0,03

0,02

0,02

Нормированный страховой запас

-

0,00

0,00

0,00

0,15

0,00

0,01

3. Результат исполнения бюджета: профицит (+) / дефицит (-)

-0,02

0,07

0,06

0,08

-0,17

0,00

0,00

* В соответствии с бюджетной росписью по состоянию на 1 марта 2014 г.

** В соответствии с ФЗ о бюджете ФФОМС на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. и пояснительной запиской к проекту закона.

*** ТФОМС — Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Источник: Федеральное казначейство, ФЗ о бюджете ФФОМС на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.