Как изменение стратегии компании помогло оптимизировать логистическую цепочку

| статьи | печать

Для многих компаний уровень транспортного обслуживания или управление цепочками поставок является существенным фактором, влияющим на конечные результаты работы. Оптимизация транспортных затрат становится актуальной задачей, особенно в случае если акционеры планируют изменение стратегии компании. Здесь возможны два варианта: ­отдать услуги по доставке сырья и материалов на аутсорсинг специализированной транспортной фирме или приобрести собственный транспорт. Какой из них выгоднее? Ответ на вопрос во многом зависит от поиска оптимального решения.

Компания занимается производством современной упаковки из полимерных материалов для пищевых продуктов и в перспективе собирается расширять свою деятельность.

Изменение стратегии и поиск оптимального решения по доставке сырья и материалов

Ритмичность, регулярность, бесперебойность, надежность, высокая скорость доставки сырья и материалов на производство в строго обусловленные сроки, с минимальными издержками являются важными критериями эффективности производства. А поскольку сырье и материалы для производства завозятся из Европы, то уровень транспортного обслуживания является существенным фактором, влияющим на конечные результаты работы ­компании.

Услуги по доставке сырья и материалов были переданы на аутсорсинг иностранной транспортной фирме. Однако со временем стал устраивать компанию. Прежде всего потому, что нарушались условия оперативности и свое­временности доставки. Сложно было заказывать транспорт. Партии были небольшими, а фирма хотела загружать машины полностью, ей приходилось ждать, увеличивать объемы заказа, что связывало оборотный капитал в запасах. При этом часть привезенного сырья переходила на следующий месяц.

Кроме того, акционеры планировали рост объемов производства и закупили дополнительные машины (автоматы) для изготовления упаковки. Было также принято решение изменить стратегию развития компании, перейти от производства основного продукта к полному технологическому циклу упаковки для комплексного обслуживания клиентов. Такие перспективы развития требовали не только расширения объемов и ассортимента закупаемого сырья и материалов, но и изменения условия их поставки.

В этой связи ­акционеры поставили задачу совершенствования транспортного обслуживания компании и производства. Тем более что в компании в то время осуществлялся проект комплексной программы по развитию упаковки для пищевой промышленности. Руководству компании поручили найти оптимальное решение для оптимизации грузоперевозок и достижения экономии за счет снижения расходов на доставку сырья и ­материалов.

По сути дела, задача состояла в организации бесперебойного и своевременного обеспечения производства и оптимизации транспортных расходов ­компании.

Приобретение грузового транспорта решили финансировать по лизингу

С учетом перспективы увеличения объемов производства и, соответственно, роста производительности в качестве лучшего и более простого способа решения поставленной задачи посчитали наличие собственного грузового автотранспорта. И после изучения различных вариантов было предложено приобрести два автопоезда у зарубежной фирмы на условиях лизинга.

Каждый из автопоездов предполагалось комплектовать из двух составляющих — тягача и полуприцепа. Общая стоимость двух автопоездов составляла 190 000 долл. США.

При принятии данного решения в большей степени обращали внимание на такие преимущественные характеристики автомобильного транспорта, как маневренность и доставка грузов «от двери до двери». Для обоснования выгодности выбранного варианта по сравнению с существующей схемой доставки по аутсорсингу разработали бизнес-план. Расчеты проводили совместными усилиями экономистов и финансис­тов компании.

Поскольку финансирование проекта осуществляется за счет лизинговых платежей, являющихся собственными средствами компании, в первую очередь нужно было рассчитать лизинговые платежи на выгодных для нее условиях и сравнить их с расходами на доставку сырья и материалов и транспортное обслуживание при использовании услуг транспортной компании. Среди возможных вариантов расчетов и погашения лизинговых платежей выбрали самый выгодный — метод равномерного погашения стоимости приобретаемых объектов.

При этом были проведены предварительные переговоры об условиях лизинга с работниками финансовых служб потенциального лизингодателя. С целью уменьшения лизинговых платежей дополнительно в расчетах по лизингу предусмотрели остаточную стоимость автопоездов в размере 25% с учетом того, что по истечении срока данного договора он будет дополнительно пролонгирован на несколько лет.

Исходя из достигнутых договоренностей, сделали соответствующие расчеты лизинговых платежей на три года с разбивкой по месяцам и кварталам (см. табл. 1). Из данных расчетов следует, что общая сумма лизинговых платежей по проекту за три года составляет почти 160 609 долл. США, в том числе 142 500 составляет погашаемая за три года стоимость приобретаемых по проекту двух автопоездов, а 18 109 — платежи по процентам.

Провели сравнительный экономический анализ затрат по двум вариантам

Рассмотрели два варианта. Первый — существующий, с услугами автотранспортной компании в качестве перевозчика. Затраты на транспортировку перевозимых грузов до границы РФ этим способом составляли 2280 долл. США на один рейс1.

Данные затраты прибавлялись к стоимости груза и затем уже на общую сумму начислялись таможенные сборы, пошлины и НДС.

Расчеты по сравнению себестоимости продукции, а также доходов и расходов компании по двум вариантам транспортных издержек приведены в табл. 2 и 3.

Для первого варианта доходы и расходы представили на год с разбивкой по кварталам, причем во II, III и IV кварталах приведены данные по плану. Убытки в IV квартале связаны с сезонностью потребления продукции компании. Расходы на транспорт были определены следующим образом. Экономисты проанализировали структуру транспортных затрат, сложившихся в компании по перевозке сырья по установленному маршруту из Франции. Оказало, что стоимость фрахта одного автопоезда данного маршрута составляет 3500 долл. США. Для бесперебойной доставки сырья в течение года транспортной компании необходимо совершать около 60 рейсов, в среднем ежемесячно до пяти рейсов. Соответственно, сложившиеся общие транспортные расходы компании за год составляют 210 000 долл. США, а ежеквартальные — 52 500 долл. США.

Второй вариант предполагал использование двух приобретенных по лизингу автопоездов для перевозки сырья и материалов начиная с III квартала 2014 г. Поэтому для сравнения по второму варианту рассчитали планируемые доходы и расходы на III и IV кварталы текущего года и за второе полугодие. Дополнительно спрогнозировали доходы и расходы на 2015, 2016 гг. и на первые два квартала 2017 г., в соответствии с перио­дом расчета лизинговых платежей (см. табл. 3).

Оптимальность решения о приобретении собственного грузового автотранспорта состояла в том, что при его проработке учитывали не только доставку необходимого сырья и материалов для производства, но и поставку определенных товаров по обратному маршруту (в Марсель и Лион). Причем по загрузке и транспортировке грузов предварительно были проведены переговоры, заключены контракты; документальное подтверждение обеспечения загрузки двух автопоездов по обратному маршруту (Подмосковье — Лион) приложены к до­говору перевозки грузов.

Планируемые доходы от перевозки грузов включены в доходы по второму варианту (см. табл. 3). При этом расчеты транспортных издержек по установленному маршруту базировались на фактических данных транспортной фирмы.

Предварительные расчеты показали, что транспортные затраты компании на один рейс, составляющие 1260 долл. США, позволяют снизить общие затраты на доставку сырья и материалов собственным транспортом по сравнению с его привозом транспортной фирмой. При этом прямая экономия на уплате таможенных сборов, пошлины и НДС на каждом рейсе по доставке сырья и материалов составит более 500 долл. США. Соответственно, за месяц экономия достигнет 2000 долл. США (500 х 4 круга), а за полугодие — 12 000 долл. США (см. табл. 3).

Получили экономический эффект

Сравнительный анализ двух вариантов формирования затрат на транспортировку сырья и материалов и готовой продукции показывает, что экономический эффект от приобретения и эксплуатации собственных автопоездов складывается из двух составляющих:

1) экономического ­эффекта от снижения себестоимости ­сырья;

2) экономии по уплате таможенных пошлин, сборов и НДС (см. табл. 3).

И хотя доля затрат на сырье и материалы остается на уровне 60% выручки от реализации, экономия по его перевозке позволяет повысить рентабельность компании с 13% в 2014 г. до 19% в 2015 и 2016 гг. и до 21% в первом полугодии 2017 г.

При условии эксплуатации собственных автопоездов сумма лизинговых платежей за второе полугодие 2014 г. составит 28 253 долл. США, за 2015 — 54 724, за 2016 — 52 349. При этом расходы на содержание автопоездов во втором полугодии 2014 г. достигнут 60 480 долл. США. В 2015 и 2016 гг. такие расходы планируются на уровне 119 720 и 121 560 долл. США соответственно. А за первое полугодие 2017 г. они предположительно составят 61 388 долл. США.

Приведенные расходы по лизинговым платежам с учетом расходов на содержание автопоездов за III и IV кварталы 2014 г. оказываются на 8000 долл. США меньше транспортных затрат по первому варианту. А с учетом расходов на получение лицензии, тех­осмотр и прочее, экономия по второму варианту составит 5000 долл. США. Со временем, по мере уменьшения лизинговых платежей, расходы на транспортировку и обслуживание транспорта будут снижаться. Если в 2015 и 2016 гг. по прогнозам они достигнут 181 000—182 000 долл. США, то в первой половине 2017 г. будут в два раза меньше — 91 000 долл. США.

Что же касается дополнительных доходов от доставки грузов до Лиона, при их расчете исходили из следующего. Фрахт по данному маршруту составляет 1300 долл. США. По сравнению с фактически сложившимися пятью кругорейсами транспортной фирмы в месяц (первый вариант), компания планирует совершать четыре кругорейса каждый месяц. Соответственно, для двух автопоездов ежемесячный доход от перевозки грузов составит 5200 долл. США.

Следовательно, транспортировка грузов по данному маршруту принесет дополнительно доходов на сумму 31 200 долл. США (1300 х 4 х 3 х 2). Величина этого дохода учтена в прибыли до налогообложения (см. табл. 3, вариант 2).

При перевозке сырья для собственного производства из Марселя стоимость одного фрахта составляет 3500 долл. США. Все расходы по маршруту до Лиона, Марселя и обратно составляют 2520 долл. США (см. табл. 4). Экономия по перевозке сырья и материалов составит на один фрахт 980 долл. США, а за два квартала 2014 г. — 23 520 долл. США ((3500 – 2520) х 4 х 3 х 2).

Экономия по уплате таможенных пошлин, сборов и НДС составит в 2014 г. (за два квартала) 12 000 долл. США.

Достигнутый результат позволил изменить условия принятия решений

Финансово-экономические расчеты приобретения двух автопоездов на условиях лизинга показывают, что:

■ за три года транспортный доход от эксплуатации двух автопоездов при перевозке грузов по обратному маршруту достигнет 192 879 долл. США (см. табл. 3);

■ общая сумма лизинговых платежей за этот же период составит 160 609 долл. США (см. данные табл. 1). Следовательно, проект окупаем;

■ экономия по перевозке сырья для собственного производства только во втором полугодии 2014 г. составит 23 520 долл. США. Экономия по уплате таможенных сборов, пошлин и НДС за тот же период достигнет 12 000 долл. США.

В результате изменения стратегии развития компании была разработана новая стратегия ее транспортного обслуживания и логистики. А ее осуществление на практике позволило не только минимизировать транспортные расходы по перевозке сырья и материалов из Европы для своевременного обеспечения производства комплекса современной упаковки и получать стабильную прибыль при перевозке грузов по обратному маршруту, но и принципиально изменить условия принятия решений.

1 Цифры в расчетах условные.

Расчет суммы лизинговых платежей, долл. (таблица 1)

Стоимость двух автопоездов

190 000

Авансовый платеж (15%)

28 500

Стоимость объекта лизинга

190 000

Остаточная стоимость

25%

Остаточная стоимость

47 500

Погашаемая стоимость

142 500

Срок выплат лизинговых платежей

Три года

Период погашения стоимости объекта

36 месяцев

Процент, год

5,00

Процент, месяц

0,42

Погашение

3958,33

Периодичность ­платежей
(месяц/квартал)

Погашаемая ­стоимость

Лизинговые платежи

всего

в том числе

%

погашение

1

190000,00

4750,00

791,67

3958,33

2

186041,67

4733,51

775,17

3958,33

3

182083,33

4717,01

758,68

3958,33

III кв. 2014

190000,00

14200,52

2325,52

11875,00

4

178 125,00

4700,52

742,19

3958,33

5

174166,67

4684,03

725,69

3958,33

6

170208,33

4667,53

709,20

3958,33

IV кв. 2014

178125,00

14052,08

2177,08

11875,00

7

166250,00

4651,04

692,71

3958,33

8

162291,67

4634,55

676,22

3958,33

9

158333,33

4618,06

659,72

3958,33

I кв. 2015

166250,00

13903,65

2028,65

11875,00

10

154375,00

4601,56

643,23

3958,33

11

150416,67

4585,07

626,74

3958,33

12

146458,33

4568,58

610,24

3958,33

II кв. 2015

154375,00

13755,21

1880,21

11875,00

13

142500,00

4552,08

593,75

3958,33

14

138541,67

4535,59

577,26

3958,33

15

134583,33

4519,10

560,76

3958,33

III кв. 2015

142500,00

13606,77

1731,77

11875,00

16

130625,00

4502,60

544,27

3958,33

17

126666,67

4486,11

527,78

3958,33

18

122708,33

4469,62

511,28

3958,33

IV кв. 2015

130625,00

13458,33

1583,33

11875,00

19

118750,00

4453,13

494,79

3958,33

20

114791,67

4436,63

478,30

3958,33

21

110833,33

4420,14

461,81

3958,33

I кв. 2016

118750,00

13309,90

1434,90

11875,00

22

106875,00

4403,65

445,31

3958,33

23

102916,67

4387,15

428,82

3958,33

24

98958,33

4370,66

412,33

3958,33

II кв. 2016

106875,00

13161,46

1286,46

11875,00

25

95000,00

4354,17

395,83

3958,33

26

91041,67

4337,67

379,34

3958,33

27

87083,33

4321,18

362,85

3958,33

III кв. 2016

95000,00

13013,02

1138,02

11875,00

28

83125,00

4304,69

346,35

3958,33

29

79166,67

4288,19

329,86

3958,33

30

75208,33

4271,70

313,37

3958,33

IV кв. 2016

83125,00

12864,58

989,58

11875,00

31

71250,00

4255,21

296,88

3958,33

32

67291,67

4238,72

280,38

3958,33

33

63333,33

4222,22

263,89

3958,33

I кв. 2017

71250,00

12716,15

841,15

11875,00

34

59375,00

4205,73

247,40

3958,33

35

55416,67

4189,24

230,90

3958,33

36

51458,33

4172,74

214,41

3958,33

II кв. 2017

59375,00

12567,71

692,71

11875,00

Итого


160609,38

18109,38

142500,00

Остаточная стоимость


47500,00


Всего:



208109,38


Доходы и расходы на 2014 г. (вариант 1), долл. (таблица 2)

Наименование показателей

I квартал

%

II квартал

%

III квартал план

%

IV квартал план

%

Итого полугодие
план

%

Итого год
план

%

Доходы:













выручка от реализации продукции

4 324 160

100

7 215 849

100

6 279 390

100

3 618 714

100

9 898 104

100

21 438 113

100

Расходы:













себестоимость реализованной продукции, в т.ч.:

4 297 748

99

5 571 775

77

4 999 018

80

3 839 304

106

8 838 323

89

18 707 845

87

сырье и материалы

2 651 439

61

4 091 756

57

3 521 880

56

2 514 485

69

6 036 366

61

12 779 560

60

производственные расходы

1 227 000

28

923 724

13

927 363

15

896 502

25

1 823 865

18

3 974 589

19

управленческие расходы

134 188

3

134 188

2

134 188

2

134 188

4

268 376

3

536 752

3

прочие расходы

285 121

7

422 107

6

415 587

7

294 129

8

709 716

7

1 416 944

7

в т.ч. транспортные расходы

52 500

1,2

52 500

0,7

52 500

0,8

52 500

1,5

105 000

1,1

210 000

1,0

Итого:

4 297 748

99

5 571 775

77

4 999 018

80

3 839 304

106

8 838 323

89

18 707 845

87

Сальдо (прибыль до налогообложения)

26 412

0,6

1 644 074

23

1 280 372

20

–220 590

–6

1 059 781

11

2 730 268

13

Доходы и расходы, прогноз (вариант 2), долл. (таблица 3)

Наименование показателей

III квартал план

%

IV квартал план

%

Итого
­полугодие 2014 г.

%

2015 г.

%

2016 г.

%

Первое ­
полугодие 2017 г.

%

Доходы:













выручка от реализации продукции

6 279 390

99,8

3 618 714

99,6

9 898 105

99,7

21 775 831

99,7

22 211 348

99,7

11 327 787

99,7

(доходы от транспортировки грузов)

15 600

0,3

15 600

0,4

31 200

0,4

63 648

0,4

64 921

0,4

33 110

0,4

Итого доходы:

6 294 990

100

3 634 314

100

9 929 305

100

21 839 479

100

22 276 269

100

11 360 897

100

Расходы:













себестоимость реализованной продукции, в т.ч.:

5 013 219

80

3 853 356

106

8 866 575

89

17 619 445

81

17 943 755

81

9 140 927

80

сырье и материалы

3 521 880

56

2 514 485

69

6 036 366

61

13 038 550

60

13 429 706

60

6 916 299

61

производственные расходы

927 363

15

896 502

25

1 823 865

18

3 538 298

16

3 467 532

16

1 699 091

15

лизинговые платежи (два автопоезда)

14 201

2

14 052

4

28 253

3

54 724

1

52 349

1

25 284

1

управленческие расходы

134 188

2

134 188

4

268 376

3

271 060

1

273 770

1

138 254

1

прочие расходы:

415 587

7

294 129

8

709 716

7

716 813

3

720 397

3

362 000

3

по содержанию и эксплуатации ­автопоездов

30 240

0,5

30 240

0,8

60 480

0,6

119 720

0,5

121 560

0,5

61 388

0,5

на получение лицензии, техосмотр и проч.

3000

0,05

3000

0,08

6000

0,06

7000

0,03

8000

0,04

4500

0,04

Итого:

5 013 219

80

3 853 356

106

8 866 575

89

17 619 445

81

17 943 755

81

9 140 927

80

Сальдо (прибыль до налогообложения)

1 281 771

20

–219 042


1 062 730

11

4 220 034

19

4 332 513

19

2 219 970

20

Экономия по перевозке сырья

11 760


11 760


23 520








Экономия по уплате таможенных пошлин, ­сборов и НДС

6000


6000


12 000








Результат (прибыль до налогообложения)

1 299 531

21

–201 282


1 098 250

11

4 220 034

19

4 332 513

19

2 219 970

20

Расчет транспортных издержек на один автопоезд по маршруту Подмосковье — Лион — Марсель – Подмосковье, долл. (таблица 4)

Доходы:


Провозная плата (фрахт) Марсель — Подмосковье

3500

Количество рейсов в месяц

1

Итого фрахт Марсель — Подмосковье

3500

Затраты по маршруту Подмосковье — Лион — Марсель — Подмосковье

2520

Сальдо

980