Специальная оценка условий труда: старые песни на новый лад — 2

| статьи | печать

В прошлом номере мы рассказали о новой процедуре, которую обязаны соблюдать российские работодатели, — специальной оценке условий труда. По сути, такая спецоценка заменила хорошо известную всем аттестацию рабочих мест по условиям труда. В данной статье рассматриваются сроки проведения спецоценки, а также отдельные практические аспекты осуществления данной процедуры. В частности, как повлияет спецоценка на размер дополнительных страховых взносов в ПФР и взносов на «травматизм», какую ответственность несет работодатель, нарушающий правила проведения спецоценки.

Сроки проведения спецоценки

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ). И в этом случае можно говорить об ужесточении правил по сравнению с ранее существовавшими. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» предполагал, что на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация больше не проводится (подп. б п. 8). Новый закон устанавливает иную льготу. В порядке ст. 11 работодатель может декларировать соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на тех рабочих местах, где оценка не выявила вредных факторов, а затем раз в пять лет продлевать действие декларации.

В статье 17 Закона № 426-ФЗ определены случаи, когда обязательно проведение внеплановой специальной оценки условий труда.

В то же время важно понимать, что:

а) несмотря на смену законодательства и терминологии, в случае, если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоцен­ка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ);

б) если в организации имеются рабочие места, на которых наличие вредных факторов не очевидно сразу (то есть профессии, должности, специальности работников на таких рабочих местах не включены в списки вредных работ, закон не устанавливает на таких рабочих местах гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, ранее проведенные аттестации рабочих мест по условиям труда не установили вредные и (или) опасные условия труда), специальную оценку условий труда на таких рабочих местах можно провести поэтапно, а завершена она должна быть не позднее чем 31 декабря 2018 г. (п. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Последнее правило означает, что наличие у работодателя неаттестованных (не прошедших оценку рабочих мест на начало 2014 г. и даже до конца 2018 г. не всегда неизбежно карается штрафом. Все зависит от того, какое это рабочее место.

Кто и как проводит специальную оценку условий труда

Сам работодатель своими силами обойтись никак не может. Необходимо привлечь специализированную экспертную организацию. Выбрать поможет реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. В Интернете реестр расположен по адресу http://rao.rosminzdrav.ru.

Процедуру проведения специальной оценки бухгалтеру знать не обязательно, но при желании ознакомиться с ней стоит прочесть ст. 8—16 Закона № 426-ФЗ.

Результаты спецоценки (аттестации) и страховые взносы в ПФР

Страхователи начиная с 2013 г. обязаны уплачивать страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам за тех своих работников, кто потенциально имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях (ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; далее — Закон № 167-ФЗ).

Для начала разберемся, кто эти застрахованные лица, за которых уплачиваются такие взносы.

В прошлом году все было достаточно просто. При наличии в штате лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, необходимо было за них дополнительно уплачивать в 2013 г. в ПФР 4% на солидарную часть тарифа страховых взносов со всей суммы заработка. Если же в организации или у предпринимателя работает кто-то из упомянутых в подп. 2—18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ), то в 2013 г. за этих лиц следовало отчислять дополнительно в ПФР 2% на солидарную часть тарифа страховых взносов со всей суммы заработка.

Этот дополнительный тариф касался:

1) лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда;

2) женщин — трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также женщин — машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

3) женщин, занятых в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

4) рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перево­зок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водители грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

5) лиц, занятых в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

6) рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно занятых на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

7) механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

8) членов плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

9) водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

10) лиц, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;

11) лиц, работающих на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

12) членов летного состава гражданской авиации;

13) лиц, занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

14) лиц, занятых в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

15) спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

16) лиц, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

17) сотрудников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 2014 г. за те же категории работников уплачивать нужно 6 и 4% соответственно. Однако теперь эти тарифы, предусмот­ренные п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, актуальны только для тех страхователей, кто не провел аттестацию рабочих мест этих сотрудников или спецоценку условий труда на их рабочих местах. Дело в том, что с 2014 г. указанная статья дополнена п. 2.1, который предусматривает совсем другие тарифы для страхователей, которые обязаны уплачивать дополнительные взносы в ПФР и при этом прошли процедуру специальной оценки условий труда. Этот тариф зависит от установленного класса условий труда (см. табл. 1):

Дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в зависимости от класса условий труда (таблица 1)

Класс условий труда

Подкласс
условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8% — солидарная часть тарифа страховых взносов

Вредный

3.4

7% — солидарная часть тарифа страховых взносов

3.3

6% — солидарная часть тарифа страховых взносов

3.2

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов

3.1

2% — солидарная часть тарифа страховых взносов

Допустимый

2

0% — солидарная часть тарифа страховых взносов

Оптимальный

1

0% — солидарная часть тарифа страховых взносов

Таким образом, по новой сетке тарифов уплату дополнительных взносов с 2014 г. производят те страхователи, кто нашел своих работников в вышеприведенных списках имеющих право на досрочную пенсию в связи с условиями труда, и провел специальную оценку условий труда.

Если аттестация проведена и ее результаты неутешительны, однако ваши сотрудники не могут претендовать на досрочную пенсию по старости на основании подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, платить за них дополнительные взносы не придется.

С другой стороны, если представить себе ситуацию, что кто-то из «вредников» имеет в вашей организации допустимые или оптимальные условия труда, определенные в ходе специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с требованиями нового Закона № 426-ФЗ, то и за них платить дополнительные взносы не требуется, ведь тариф в этом случае будет равен 0%.

Правила назначения досрочной трудовой пенсии по старости применяются лишь в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ).

Добавим, что до установления на рабочих местах льготников класса вредности в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды занятости на рабочих местах на указанных работах при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам. Это правило работает в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми (см. п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“», далее — Закон № 421-ФЗ).

Результаты проведенной до начала 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными (п. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).

Обобщим сказанное. Страхователь в 2014 г. уплачивает взносы по дополнительному тарифу 6 или 4%, предусмотренному п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, если одновременно выполняются следующие условия:

а) вид деятельности работника указан в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ;

б) аттестация рабочих мест не проведена или проведена и показала оптимальные или допустимые условия труда;

в) специальная оценка условий труда по новым правилам не проводилась.

Страхователь применяет новую тарифную шкалу для дополнительных взносов, предусмотренную п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, если одновременно выполняются следующие условия:

а) вид деятельности работника указан в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ;

б) проведена специальная оценка условий труда по новым правилам или до 2014 г. проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, которая признала условия труда на рабочем месте вредными или опасными.

В иных случаях страхователь не исчисляет и не уплачивает взносы по дополнительным тарифам.

Результаты спецоценки (аттестации) и страховые взносы «на травматизм»

Результат проверки условий труда на рабочих местах отразится на платежах в ФСС России. Как мы уже упомянули, данные оценки условий труда используются Фондом для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентируют Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524.

Размер скидки или надбавки не может превышать 40% установленного страхового тарифа.

Размер скидки и надбавки рассчитывается ФСС России исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за три года, предшествующих текущему году:

а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

б) количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;

в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается.

Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года, отраженных в таблице 10 формы 4-ФСС.

Решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки — не позднее 1 декабря текущего финансового года.

Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.

Что будет, если проигнорировать новый порядок

Законодатель, взявшись всерьез за вопросы охраны труда, ввел несколько новых административных штрафов за нарушение правил специальной оценки условий труда, дополнив КоАП РФ новыми нормами (см. табл. 2). На эти нормы стоит обратить внимание тем работодателям, которые готовы пренебречь проведением специальной оценки условий труда, так как, по их мнению, стоимость услуг специализированной организации «кусается».

Таблица 2. Ответственность работодателя за нарушение правил спецоценки условий труда

Состав нарушения

Санкция

Статья КоАП РФ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей

Часть 2 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей

Часть 1 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей

Часть 3 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (под средствами индивидуальной защиты следует понимать СИЗ, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику)

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей

Часть 4 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Совершение перечисленных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 5 ст. 5.27.1 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей

Часть 3 ст. 5.27 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей

Часть 5 ст. 5.27 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания инспектора труда

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей

Часть 23 ст. 19.5 (действует с 2015 г. согласно ст. 15 Закона № 421-ФЗ)

Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели за совершение этого правонарушения несут административную ответственность как юридические лица

Ст. 11.32 (действует с 31.03.2014, вводится Федеральным законом от 28.12.2013 № 437-ФЗ)