1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 814

Четыре разъяснения ФТС России больше не действуют

Высший арбитражный суд РФ признал недействующими четыре письма Федеральной таможенной службы России, в которых таможенники разъясняли правила помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП. По мнению ФТС России, сделать это можно только при условии применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Однако с такими разъяснениями не согласились компании, обратившиеся в ВАС РФ с заявлением о признании данных писем недействующими. Судьи встали на сторону бизнесменов.

Вопрос о том, относятся ли разъяснения органов исполнительной власти к нормативным актам и, соответственно, требовали ли они государственной регистрации и официального опубликования, ВАС РФ рассматривает не впервые. На этот раз вопрос решился не в пользу ФТС России, чьи разъяснения попали под подозрение в «нормативности».

Все нормативно-правовые акты (НПА) министерств и ведомств подлежат обязательной регистрации в Минюсте России — этого требуют Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009). Помимо этого НПА федеральных органов исполнительной власти подлежат также обязательному официальному опубликованию (п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.93 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», далее — Указ об опубликовании НПА).

Однако ФТС России, направляя начальникам таможен письма, не рассматривает их в качестве нормативно-правовых актов, соответственно, эти письма не проходят регистрацию в Минюсте России. Между тем фактически письма таможенной службы содержат все признаки НПА, потому при отсутствии их регистрации ВАС РФ по заявлению заинтересованных лиц вправе признать такие письма недействующими. Такое решение и было принято судьями в отношении писем ФТС России от 14.10.2013 № 01-11/45617, от 14.10.2013 № 01-11/45603, от 18.10.2013 № 01-11/46696, от 25.10.2013 № 01-11/47932 (решение от 26.02.2014 № 17458/13).

Заявители заподозрили письма в «нормативности»

Линия защиты ФТС России в данном споре базировалась на том, что оспариваемые письма нормативно-правовыми актами не являются. Они были адресованы начальникам регио­нальных таможенных управлений и начальникам таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и содержали указания о том, что помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП необходимо осуществлять при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита. По мнению таможенников, письма носят разъяснительный характер и направлены на регламентацию деятельности таможенных органов Российской Федерации относительно применения положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. При этом в качестве подтверждения своей позиции ФТС ссылалась на то, что письма не регистрировались в Минюсте России и поэтому к НПА не относятся.

Заявители же по делу настаи­вали на том, что фактически письма направлены на изменения правовых норм, устанавливающих порядок применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. Они содержат обязательные для исполнения правила поведения, рассчитаны на многократное применение и влекут юридические последствия для неопределенного круга лиц. И по мнению заявителей, эти письма нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие регистрации — не повод не признавать документ НПА

Отсутствие регистрации до­кумента в Минюсте России — это всего лишь формальная причина для того, чтобы не признавать его нормативным правовым актом. Но Высший арбитражный суд РФ не стал подходить к решению вопроса формально, указав, что отсутствие регистрации писем федерального органа исполнительной власти в Минюсте России не влияет на оценку нормативности содержащихся в них положений, поскольку касается лишь порядка их принятия и обнародования.

И поскольку рассматриваемые письма отвечают признакам НПА, а именно: содержат правовые нормы (правила поведения) для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, изданы управомочным органом, ВАС РФ решил рассматривать эти письма в качестве нормативных правовых актов.

И здесь уже следует обратить внимание на п. 10 Указа об опубликовании НПА, в соответствии с которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме тех, что содержат государственную тайну или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться и при разрешении споров.

А поскольку письма ФТС России носят нормативный характер, но не зарегистрированы в Минюсте России и не были официально опубликованы, правовых последствий они не влекут. Этот вывод и был закреп­лен в решении по делу.

Отметим, что это не первое решение ВАС РФ в отношении писем ФТС России. Аналогичная позиция уже была изложена Высшим арбитражным судом в решениях от 16.06.2010 № ­ВАС-6978-6979/10 и от 14.10.2013 ВАС-11682/13.

к сведению

Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. А под правовой нормой, в свою очередь, понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Приведенное определение содержится в постановлении Государственной Думы от 11.11.96 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 04.03.2007 № 88).

Именно это определение и использует в своей практике Высший арбитражный суд при решении вопросов о статусе того или иного документа как нормативного правового акта (постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06).

Президиум ВАС РФ в ряде постановлений отмечал, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону.

При этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, по мнению Президиума, судам надлежит разрешать независимо от формы такого акта или любых иных условий, например, государственной регистрации, опуб­ликования в официальном издании (см., ­например, постановления Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 10164/09, от 03.02.2009 № 13348/08, от 09.10.2007 № 7526/07).