1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 933

Перечень оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций существенно расширен

Государство осуществляет надзор за деятельностью некоммерческих организаций посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. При этом перечень оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, не выполняющих функции иностранных агентов, значительно уже такого перечня, установленного для некоммерческих организаций, являющихся иностранными агентами. Но с 7 марта 2014 г. оснований для проведения таких проверок организаций, не относящихся к иностранным агентам, станет больше.

Действующая редакция Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) предусматривает только одно основание для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, не выполняющей функции иностранного агента, а именно — поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки сведений при внесении или перечислении пожертвований на счет политической партии или в избирательные фонды и фонды референдума.

Однако 7 марта вступят в силу поправки, вносимые в статью 32 Закона № 7-ФЗ Федеральным законом от 21.02.2014 № 18-ФЗ (далее — Закон № 18-ФЗ). Согласно внесенным изменениям, перечень оснований для проведения внеочередных проверок некоммерческих организаций, не исполняющих функции иностранных агентов, пополнится несколькими пунктами. В итоге введения этих корректировок основания для проведения внеочередных проверок как некоммерческих организаций, являющихся иностранными агентами, так и организаций, к иностранным агентам не относящимся, будут идентичными.

Так, основаниями для внеочередных проверок всех некоммерческих организаций помимо уже имеющегося — представления избирательной комиссии — будут следующие:

■ истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;

■ поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

■ наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом п. 4.6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, который сейчас предусматривает перечень оснований для проведения внеплановых проверок конкретно НКО, выполняющих функции иностранного агента, с 7 марта утратит силу.

Отметим, что уполномоченным органом, осуществляющим государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, является Минюст России и его территориальные органы (п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705).

Кроме того, Законом № 18-ФЗ скорректированы и сами правила проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, выступающих в качестве иностранных агентов. Так, в действующей редакции Закона № 7-ФЗ сказано, что такие проверки проводятся по соответствующим основаниям не чаще одного раза в год (п. 4.5 ст. 32 закона № 7-ФЗ). В новой редакции это положение изменено. Теперь там будет сказано, что на внеплановые проверки таких компаний, основанием которых стало подозрение в экстремизме, распространяется запрет на заблаговременное извещение о проведении такой проверки.