Скорее новый налог для работодателя, чем защита работника

| статьи | печать

Представленный недавно Рострудом на суд общественности законопроект «Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя», срок общественного обсуждения которого закончился на прошлой неделе 19 февраля, снова вызвал волну критики.

Это уже второй раз, когда Рос­труд размещает проект закона о введении нового вида обязательного страхования сотрудников на Едином сайте госуслуг. Первый вариант законопроекта был представлен публике прошедшим летом и тогда же отправлен на доработку.

Законопроект разработан министерством во исполнение ряда поручений Президента РФ. Его планируют принять уже в текущем году. В этом случае новые нормы заработают с 1 января 2015 г.

В документе прописаны методы регулирования правоотношений в системе обязательного социального страхования на случай утраты заработка. Законопроект определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, и устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Основные положения

Страховым риском законопроект обозначает вероятность утраты застрахованным лицом причитающегося ему заработка в связи с банкротством работодателя.

Страховым случаем станет подтвержденный факт наличия не выплаченного страхователем застрахованному лицу заработка на дату окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди в ходе конкурсного производства.

Новому обязательному страхованию будут подлежать все граждане РФ, а также все постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на основании трудового договора.

Страхователями признаются организации, использующие наемный труд: юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая глав крестьянских хозяйств.

Страховое обеспечение осуществляется в виде единовременной компенсационной выплаты. Размер ее документ устанавливает равным задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед работником за период, не превышающий три последних календарных месяца, предшествующих месяцу окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди, и календарный месяц окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди до даты окончания указанных расчетов. К этому пунк­ту есть несколько исключений и оговорок.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя будет осуществляться Фондом социального страхования РФ и его территориальными органами.

Кому выгоден новый закон?

Работодатели опасаются, что введение подобного страхования будет означать дополнительную нагрузку на бизнес. Основные претензии: почему из-за недобросовестных работодателей должны страдать все остальные? Также не устраивает размер тарифа. Ставка отчислений в ФСС по предложению Минтруда составит 0,1%, а то и 0,2%, хотя по расчетам Росстата не должна превышать 0,05%. В любом случае работодателям придется отчислять во внебюджетные фонды больше средств и тратить на оформление документов больше времени, чем сейчас. Это выдавит в «серую зону» очередную порцию предприятий и их сотрудников.

Сторонники закона кивают на печальную статистику по просроченным зарплатам: согласно данным Росстата, просроченная задолженность на конец 1-го полугодия прошлого года составляла для работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства, 816,863 млн руб. только с учетом крупных предприятий. А общее число пострадавших от задержки зарплаты работникам организаций, находящихся в процессе конкурсного производства, близилось к 22 000 человек (также без учета организаций — субъектов малого предпринимательства). Средний размер просроченной задолженности по заработной плате таких работников составляет 11524,6 руб.

Согласно действующему сейчас законодательству о банкротстве требования кредиторов об оплате труда сотрудников, работавших по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь. Что на практике означает, что зачастую после выплаты вознаграждения арбитражному управляющему, текущих платежей, связанных с судебными расходами на ведение дела о банкротстве, и т.п. средств на выплату заработной платы прос­то не остается.

Действительно ли от нового закона выиграют работники? Это не совсем так.

Во-первых, законопроект будет распространяться только на организации и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть признаны банкротами в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Во-вторых, из числа сотрудников таких организаций/индивидуальных предпринимателей получить страховку смогут лишь работники, которым начисляется заработная плата. Работники, получающие вознаграждения других типов, страховых выплат не получат. Кроме того, работнику придется самостоятельно собирать до­кументы и доказывать свое право на получение выплаты.