1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

«Пирамиду национальной аккредитации» планируют достроить в июне

| статьи | печать | 1244

Новый Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» устанавливает круг субъектов, имеющих право допускать на рынок оценки соответствия сертифицирующие организации и испытательные лаборатории. Он вступит в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу законов, корректирующих порядок аккредитации организаций и предпринимателей, которые такой аккредитации подлежат. А когда это случится, пока не ясно.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон об аккредитации) — базовый законодательный акт в области национальной системы аккредитации, за переформатирование которой государство активно взялось два года назад.

Если представить себе сис­тему сертификации на соответствие требованиям технических регламентов на продукцию и процессы ее производства и эксплуатации в виде пирамиды, то Закон об аккредитации регулирует взаимоотношения на «верхнем этаже» такой пирамиды. На ее нижнем уровне находятся конечные потребители, на втором уровне — производители, на третьем — сертифицирующие их организации и проводящие испытания лаборатории, а четвертый этаж занимают национальный орган по аккредитации — Росаккредитация — и коммерческие организации, лаборатории и эксперты, занимающиеся проверкой соблюдения требований, которые предъявляются к сертифицирующим организациям.

Система аккредитации должна быть прозрачной

По оценкам экспертов, объем существующего рынка по сертификации составляет не менее 4 млрд долл. Причем в значительной мере эти средства оборачиваются на рынке сертификатов, которые выдаются без проведения каких-либо исследований. Такая ситуация опасна не только для российских потребителей, но и для производителей. Во-первых, выданные в России сертификаты не признаются за рубежом. Во-вторых, добросовестные производители, несущие затраты на сертификацию своей продукции от А до Я, оказываются в невыигрышном положении по сравнению с теми, кто получает сертификаты, по сути не имеющие под собой каких-либо оснований. Одной из важных новаций Закона об аккредитации является описание федеральной государственной информационной сис­темы в области аккредитации и закрепления принципа открытости реестров, благодаря чему работа органов по аккредитации должна стать прозрачной для всех.

Требования Закона об аккредитации относятся к аккредитации, связанной как с обязательной, так и с добровольной сертификацией. Но из сферы его действия есть исключения, например, аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и порядок аккредитации в области использования атомной энергии (ст. 2 Закона об аккредитации). Согласно ст. 7, п. 12 ст. 4 Закона об аккредитации в качест­ве национального органа по аккредитации в России выступает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации — Росаккредитация. Важнейшей ее функцией, кроме непосредственно аккредитации юридических лиц и предпринимателей и подтверждения компетентности уже аккредитованных, является представление России в международных организациях по аккредитации (см. комментарий ниже).

Также Законом об аккредитации предусмотрено создание при национальном органе комиссии по апелляциям, которая должна осуществлять досудебное рассмотрение жалоб на отказ в аккредитации, приос­тановление или прекращение действия аккредитации (ст. 6 Закона об аккредитации).

Национальный орган устанавливает критерии аккредитации, содержащие требования к менеджменту качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и т.п., а также перечень до­кументов в области стандартизации, соблюдение требований которых желающими аккредитоваться (они именуются в законе заявителями) обеспечивает им соответствие критериям аккредитации (подп. 5—7 ст. 13 Закона об аккредитации).

Довольно подробно в Законе об аккредитации описаны задачи привлеченных к работе экспертов по аккредитации и технических экспертов, и условия, при которых они могут или должны отказаться от работы (ст. 11 Закона об аккредитации).

Черты основного в своей области закону об аккредитации придает подробное описание прав и обязанностей, как аккредитованных лиц, так и аккредитующих их экспертных организаций. Аккредитованные лица не только обязаны соблюдать критерии аккредитации, но и должны безвозмездно предоставлять в национальный орган по аккредитации сведения о результатах своей деятельности, технической оснащенности, изменениях в составе и компетентности работников. Наиболее важные сведения, например, о прекращении дея­тельности в качестве аккредитованных лиц, приостановления действия аккредитации лиц, которые привлекались ими для выполнения работ в облас­ти аккредитации, должны будут предоставляться в 15-дневный срок.

Грядут меры по «зачистке» недобросовестных

Одной из важных обязанностей, вмененных экспертным организациям, является уведомление национального органа по аккредитации об изменениях в составе экспертов по аккредитации, для которых данная конкретная организация является основным местом работы. Сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней со дня изменения.

Дело в том, что в экспертной организации по основному мес­ту работы должны трудиться не менее пяти экспертов по аккредитации. И нередко случается, что один и тот же эксперт трудится как постоянный одновременно в нескольких организациях только для придания им статуса экспертных. Указанная мера должна послужить зачистке рынка от структур, использующих таких «многостаночников».

Механизм очистки рынка заложен также в процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц (ст. 24 Закона об аккредитации) и особенности проведения государственного контроля за ними (ст. 27 Закона об аккредитации). Устанавливается, что плановые проверки аккредитованных лиц проводиться не будут. Вместо этого они должны проходить процедуру подтверждения компетенции в течение первого года после аккредитации, а затем не реже чем раз в два года после предыдущего подтверждения компетенции и каждые пять лет со дня аккредитации (ст. 24 Закона об аккредитации). Внеплановые проверки будут проводиться по основаниям, преду­смотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», или в случае поступ­ления в национальный орган по аккредитации информации о нарушении экспертной группой при проведении экспертизы законодательства об аккредитации, о несоответствии аккредитованного лица требованиям законодательства, нарушении им правил выполнения работ по сертификации и (или) представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений. Если Росаккредитации удастся добиться бесперебойного действия этого механизма, недоб­росовестные органы по аккредитации и лаборатории начнут постепенно, но неуклонно вытесняться с рынка, обеспечив в свою очередь очистку рынка сертифицирующих организаций и испытательных лабораторий.

комментарий

Марина Блудян, член президиума «ОПОРЫ России», руководитель комиссии по аккредитации:

«Если результаты оценки соответствия не признаются за рубежом, в ВТО мы вступили зря»

Закон об аккредитации можно сравнить со вторым окном в Европу, которое мы прорубили после Петра I. Закон создает условия для того, чтобы через некоторое время российские результаты оценки соответствия начали признаваться за рубежом. Когда это произойдет, оте­чественному производителю, прошедшему все испытания и процедуры оценки соответствия продукции в российских лабораториях и органах по сертификации, не придется делать это повторно в каждой стране, в которую он хотел бы отправить продукцию. Сейчас экспорт российских товаров осложнен этими барьерами. Главный принцип ВТО — «отдай свой рынок и получи множество других». Но если российские результаты оценки соответствия требованиям безопасности и качества не признаются, то в ВТО мы вступили зря.

У нас в стране должен появиться национальный орган по аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров, который станет полноправным членом международных комитетов по сертификации и лабораториям. Для этого необходимо принять у себя международных экспертов, пройти различные документарные проверки и доказать, что наши результаты могут быть признаны.

Молодая команда, которая пришла в созданную два года назад Росакредитацию, сделала за это время невероятное: в лице этого национального органа по аккредитации мы уже стали аффилированными членами международных комитетов. Но чтобы стать полноправными членами, нужно полностью пройти процедуры вступления в Международный комитет органов по сертификации и Международный комитет испытательных лабораторий.

День
Неделя
Месяц