Кредитные организации смогут заняться торговлей без оглядки на закон

| статьи | печать

Уходящий год был ознаменован лишением лицензий на осуществление банковских операций нескольких крупных банков. Между тем Минфин России предложил расширить правоспособность кредитных организаций, у которых еще пока остались лицензии, и дать им возможность осуществлять торговую деятельность, которая сейчас для них запрещена под страхом штрафа в размере до 50 000 руб.

Минфин России разработал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“» (далее — проект). Данный законопроект предоставляет возможность кредитным организациям осуществлять следующие виды торговой деятельности:

■ продажу имущества, приобретенного кредитными организациями с целью обеспечения своей деятельности;

■ продажу имущества, реализуемого кредитной организацией при обращении взыскания на предмет залога в связи с неисполнением обеспеченного им обязательства должником;

■ продажу имущества, полученного кредитной организацией от заемщика в качестве отступного с целью погашения кредитных обязательств;

■ куплю-продажу монет и банк­нот в сувенирной упаковке.

Общественное обсуждение проекта на портале regulation.gov.ru заканчивается 21 декабря 2013 г. Замечания и предложения по проекту участники обсуждений могут направить до этой даты по адресу: 0672@minfin.ru.

Действующими нормами кредитным организациям запрещено заниматься страховой, производственной и торговой дея­тельностью, за некоторыми исключениями (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 № ­395-1 «О банках и банковской дея­тельности», далее — Закон № ­395-1-ФЗ). За нарушение данного запрета с кредитной организации грозит штраф в размере 40 000—50 000 руб. (ст. 15.26 ­КоАП РФ).

На практике кредитные организации приобретают товары с целью их использования, а не реализации, но после того, как товары становятся ненужными, их лучше было бы продать. А в ситуации с заложенным имуществом или принятым в качестве отступного для продажи желательно воспользоваться услугами посредника. При его отсутствии в мес­те реа­лизации имущества рекомендовано «воздержаться от принудительных мер воздействия» к кредитной организации (письмо Банка России от 24.04.2000 № 89-Т, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2010 по делу № А19-24917/09 и др.).

В любом случае ситуацию омрачает действующий запрет на занятие торговой деятель­ностью. Для устранения существующей неопределенности и был разработан проект.

Заметим, что детального определения понятия «торговая деятельность» в законодательстве сейчас нет, хотя в правоприменительной практике оно употреб­ляется часто. Например, под торговой деятель­ностью в целях налогообложения суды признавали приобретение товаров с целью перепродажи (постановления ФАС Поволжского округа от 11.03.2001 по делу № 5178/00-7(к), Волго-Вятского округа от 12.02.2002 по делу № А43-6300/01-30-175 и др.). Соответственно, и не рассматривали в качестве торговой дея­тельности приобретение кредитной организацией товаров с иной целью.

С 1 февраля 2010 г. торговая деятельность законом признается видом предпринимательской деятельности, связанным с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Но в отличие от судебной практики, цель приобретения товаров в данном законе не определяется, что дает возможность назвать торговой деятельностью заключение любого договора купли-продажи.