Суровый край перспективных проектов

| статьи | печать

Ненецкий автономный округ все больше привлекает к себе внимание — евроарктическая кладовая России расположена на стратегическом участке Арктики: на суше и шельфе сконцентрированы огромные запасы углеводородов, вдоль берегов округа проходит трасса Севморпути, значение которого возрастает. Ранее казавшийся далеким край земли постепенно превращается в место проведения международных конференций и форумов. При этом руководство региона, как следует из предоставленной им информации, видит его перспективы не только в добыче энергоресурсов.

В сентябре 2011 г. на шельфе Ненецкого округа у поселка Варандей установлена первая отечественная стационарная ледостойкая платформа «Приразломная». АНК «Башнефть» приступила к обустройству двух крупнейших в Европе месторождений нефти имени Романа Требса и Анатолия Титова на востоке округа.

Но далеко не только внешние обстоятельства и удачное географическое расположение способствуют развитию региона.

Будущее округа связано с дальнейшим освоением минерально-сырьевой базы перспективной Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей. Еще одно направление — это освоение Северного морского пути, создание и развитие комплексной транспортной инфраструктуры.

Безусловно, экономика Ненецкого автономного округа ориентирована, в первую очередь, на освоение минерально-сырьевой базы региона. Но вместе с тем в округе разработан ряд значимых регио­нальных инвестиционных проектов. Основная цель реализации таких проектов, например, как строительство рыбоперерабатывающего предприятия и цеха глубокой переработки оленины, предусматривает развитие традиционных региональных отраслей хозяйствования. Руководство регио­на отчетливо понимает, что округ не должен «сидеть только на нефтяной игле», экономика должна развиваться комплекс­но, необходимо создавать новые производственные мощнос­ти и рабочие места.

Округ смотрит в будущее с учетом этого фактора, активно и планомерно заявляет о необходимости реализации крупных инфраструктурных проектов в Арктике. Это железнодорожная трасса «БаренцКомУр», которая должна связать железную дорогу Москва — Воркута с Индигой, где необходим глубоководный многофункциональный морской порт. Следует учитывать, что грузооборот многопрофильного морского порта Индига может быть дополнительно увеличен в связи с перспективами развития судоходства по трассам Северного морского пути и вхождения Индиги в число его опорных пунктов. Создание этого транспортного узла превращает сотни месторождений полезных ископаемых Ненецкого автономного округа, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Строительство железной дороги ­Сосногорск — Индига, уже включено в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г. Необходимость строительства этой железной дороги в комплексе с созданием нового морского порта в бухте Индига не вызывает сомнений — потенциальная грузообразующая база его района тяготения может составить от 15 млн т в 2016 г. и до 120 млн т в 2030 г.

Еще один проект — продление железнодорожной трассы от Воркуты до Усть-Кары и Амдермы. В этом расположенном на берегу Карского моря в восточной части Югорского полуострова поселке есть аэродром и морской порт. Здесь развита инфраструктура, есть структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Находящаяся в 15 км от Амдермы бухта Морозова является естественным укрытием для судов, совершающих проход по Севморпути. Все это позволяет использовать уникальный транспортно-логистический потенциал поселка и превратить его в перспективе в опорную точку при освоении шельфовых месторождений, а также для обеспечения функционирования Северного морского пути.

Также в числе проектов развития транспортной инфраструктуры, обладающих высоким потенциалом, можно отметить завершение строительства автомобильной дороги кругло­годичного действия Нарьян-Мар — Усинск, строительство которой уже ведется.

Еще один проект — разработка Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений (владельцы лицензий ЗАО «СН-Инвест» группы «Алтек») в рамках проекта «Печора СПГ». С разработкой этих ­месторождений связаны планы по строительству газопровода от Кумжинского месторождения до Индиги, строительство завода по сжижению газа и терминала для отгрузки сжиженного газа на побережье Баренцева моря. В рамках проекта планируется переработка 4,2 млрд куб. м газа и производство 2,6 млн т сжиженного газа в год уже на первой фазе. У ООО «Совместная компания «РУСВЬЕТПЕТРО» 13 нефтяных месторождений на четырех блоках Центрального Хорей-Верского поднятия. В 2010 г. началась добыча нефти на Северо-Хоседаюском нефтяном месторождении. В 2011 г. введено в разработку Висовое неф­тяное месторождение. В конце июля 2012 г. запущено Западно-Хоседаюское мес­торождение ООО «Сов­местная компания «­РУСВЬЕТПЕТРО» — предприятие, образованное ОАО «Зарубежнефть» и Вьетнамской правительственной корпорацией нефти и газа «­Петровьетнам». В 2010 г. ОАО «НК „ЛУКОЙЛ“» начало строительство нового трубопровода (мощность 8 млн т нефти в год, длина 160 км) от Харьягинского месторождения к Варандейскому терминалу через центральный пункт сбора нефти Южно-Хыльчуюского месторождения.

Что касается освоения Арктического шельфа, ближайший по реализации проект — это освоение Приразломного нефтяного месторождения. С использованием стационарной платформы и применения новых технологий в бурении и разработке нефтяных месторождений планируется освоение других месторождений шельфа Печорского моря: Долгинского, Варандей-море, Медынское-море и других.

Вот как определяет перспективы развития губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров:

— Если говорить об инвестиционных проектах на территории НАО, то совершенно очевидно, что построить завод по производству автомобилей в Заполярье, создав тем самым новые рабочие места, и обес­печить налоговые поступления в бюджет, вряд ли удастся. Но определенная диверсификация вполне возможна. Именно поэтому и были еще несколько лет назад определены приоритетные направления в развитии округа. Другими словами, мы определили стратегию, поставили задачу решить проб­лему изолированности, открыть округ. В первую очередь приступили к реализации инфраструктурных проектов, которые создадут задел на многие годы вперед.

Это строительство железных дорог. НАО — единственная территория в европейской части России, у которой нет железнодорожного сообщения с остальными регионами страны. Мы собираемся строить в Нарьян-Маре мини-НПЗ для производства бензиновых и дизельных фракций из газового конденсата. «Газпром» за счет собственных средств разработает схему газификации ненецких сел, в том числе компанией запланировано строительство газопровода вверх по Печоре до Тошвиски. Это в корне изменит экономическую составляющую, поскольку именно затраты на производство энергии тянут любые проекты ко дну.

Многое из этого может показаться фантастическим, но на самом деле нет ничего невозможного. Такой же фантастикой еще несколько лет назад казался проект по прокладке оптико-волоконной линии связи из республики Коми до Нарьян-Мара. Но сегодня это уже реальность и сейчас мы рассматриваем возможность «закольцевать» ВОЛС через Мезень, от которой кабель уже построен до Архангельска. А это совершенно иной уровень всех видов связи.

Завершена модернизация Нарьян-Марского мясокомбината. Этот инвестпроект мы осуществили вместе с компанией «Зарубежнефть». Значительно расширился ассортимент предприятия — открыта линия по производству консервированного мяса, в том числе оленины. На сегодняшний день в округе поголовье оленей больше, чем при расцвете Советского Союза. Прекрасный показатель! НАО — второй регион в стране по численности оленьего стада. Это наше общее достояние. Сейчас успешно ведем переговоры с китайскими инвесторами по глубокой переработке субпродуктов.

Серьезно занимаемся и энергоэффективностью. Ведется реконструкция Нарьян-Марской электростанции, что позволит повысить ее экономичность. Приступили к проекту ветрогенерации в арк­тических поселках.

Можно долго перечислять проекты, которые удалось реализовать за последние годы и которые будут реализованы в ближайшем будущем. Все это делается с той целью, чтобы создать в округе мощную, отвечающую современности экономическую базу, которая обеспечит стабильную работу и экономического блока, и сельского хозяйства, и традиционных видов деятельности коренного населения. Ненецкий автономный округ открыт для инвестиций! Заполярье — особенная территория. Но удаленность НАО от центра страны вовсе не означает, что у нас невозможно то, что возможно в регионах с развитой транспортной и промышленной инфраструктурой. Будущее экономики страны будет связано именно с Арктикой.

к сведению

На территории округа сосредоточены 1,2 млрд т извлекаемых запасов нефти и более 520 млрд куб. м газа. В Ненецком автономном округе открыто 89 месторождений, в том числе 77 нефтяных, шесть нефтегазоконденсатных, одно газонефтяное, четыре газоконденсатных, одно газовое. Из них 68 месторождений — это 74% от общего количества, распределены между 29 недропользователями. В разработке находятся 39 месторождений, 17 месторождений подготовлены к промышленному освоению, 33 месторождения — в разведке.