1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Москву может подвести только Россия

Рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало развернутое объяснение нынешнего московского кредитного рейтинга. Интерес к Москве как заемщику возрос в нынешнем году и будет оставаться высоким, потому что в отличие от практики 2010—2012 гг., когда городские власти отказывались от заимствований, в нынешнем году и в ближайшей перспективе московский бюджет без займов не обойдется; они уже и начались.

По правилам агентства, региональный заемщик не может иметь рейтинга выше, чем у страны, поэтому кредитный рейтинг Москвы не отличается от кредитного рейтинга России — BBB. Но агентство рассчитывает и индикативный показатель кредитоспособности — то есть каким бы мог быть рейтинг регионального эмитента, если бы можно было не учитывать страновой рейтинг. В этом случае у Москвы, по мнению экспертов Standard & Poor's, рейтинг был бы BBB+, то есть на ступеньку выше, чем сейчас у России.

Объясняя, почему такое возможно, агентство указывает на уникальное экономическое мес­то Москвы в России. По данным Standard & Poor's, вклад Москвы в экономику России составляет 18% — в то время как официально доля москвичей в населении России составляет всего 8,4%; больше того, если даже взять Московский регион, то и тут доля населений (13%) окажется ниже, чем доля в российском ВВП.

Москва конкурентоспособна на глобальном уровне, считают эксперты агентства, благосостояние москвичей мало чем отличается от благосостоя­ния жителей наиболее развитых столичных городов мира; одновременно благосостояние Москвы почти вдвое выше, чем в среднем по России. Московская экономика хорошо диверсифицирована, на долю сектора услуг в городе приходится вполне европейская хорошая цифра — 80%. Беда только в том, что налоговые поступления в значительной мере обес­печивают зарегистрированные в Москве нефтегазовые компании — и теперь вступивший в силу закон о консолидированных группах налогоплательщиков (подразумевает регистрацию компании в месте, где у нее наибольший оборот) сократит эти поступления. А следовательно, Москва может лишиться заметной час­ти доходов: до 5%!

Последствия закона о консолидированном налогоплательщике хорошо показывают главный риск для рейтинга Москвы — неполную самостоятельность ее управленцев. Будучи тесно связана с Кремлем, команда мэра Сергея Собянина — несмот­ря на победу на сентябрьских выборах — вынуждена оглядываться на действия и даже прямые поручения из президентской канцелярии, а это непрогнозируемая ситуация.

Нельзя также забывать о не­определенности на мировых сырьевых рынках. Резкое падение цен на сырье приведет к сильнейшему бюджетному кризису в городе — даже несмотря на то что штаб-квартиры сырьевых компаний пока что еще остаются в Москве и платят здесь налоги. Если же одно наложится на другое, страшно себе представить, как плохо придется Москве.

Standard & Poor’s считает, однако, что Москва в ближайшие два-три года будет проводить умеренную денежную политику, что приведет разве что к небольшому ухудшению финансовых показателей. Отношение текущего профицита к текущим доходам бюджета будет снижаться с поразительно высоких 16% до вполне понятных 10%.

Агентство указывает и на приватизацию, которая, по ее мнению, должна восполнять любые дефициты, буде таковые возникнут: в нынешнем году только приватизация Московской объединенной энергетической компании принесла в бюджет примерно 6% от цены той сделки.

Эксперты Standard & Poor's считают, что в сравнении с другими регионами России Москва выделяется большей гибкостью в проведении бюджетной политики, и это несомненный плюс. Но вот качество управления финансами, по мнению агентства, — негативный фактор для Москвы. Нельзя также забывать, что на рейтинг Москвы в любом случае будет влиять рейтинг России — а ситуация в страновой экономике куда более напряженная, чем в городской.

Тем не менее агентство ожидает, что в оставшееся время нынешнего года и ближайшие два-три квартала следующего года Москва не растратит значительной части своих больших денежных остатков, поэтому даже при увеличении программы заимствований этих остатков хватит, чтобы успешно обслуживать и гасить долги.

Москва: экономические показатели на конец года


2010

2011

2012

2013 (прогноз)

2014 (прогноз)

2015 (прогноз)

Население, граждан

11 461 631

11 816 671

11 918 053

12 035 000

12 140 000

12 230 000

Прирост населения, %

1,1

3,1

0,86

0,98

0,87

0,74

ВВП на душу населения, руб.

730 774

865 642

930 941

1 014 541

1 096 085

1 180 716

Реальный ВРП, прирост, %

1,4

2,8

1,5

2,0

2,0

3,0

Безработица

1,8

1,4

0,8

1

0,9

0,9