Четыре особенности контрактной системы: к чему готовиться поставщикам

| статьи | печать

С началом работы новой контрактной системы процесс закупок для государственных и муниципальных заказчиков сильно ­­изменится. Но ­нововведения коснутся и другой стороны баррикад. Частным компаниям также придется подготовиться к введению Федеральной ­­контрактной системы: обучить сотрудников, вероятно, пересмотреть ценовую политику и иметь в виду экспертизу результатов выполнения ими заключенных контрактов.

С января 2014 г. все закупки, осуществляемые государственными и муниципальными органами, будут производиться по новым правилам. Основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственного заказа, станет принятый 5 апреля этого года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Данный документ предполагает ряд подзаконных актов, многие из которых только планируются к принятию (см. также «ЭЖ», 2013, № 46, с. 14). Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что сфера государственного заказа преобразится довольно сильно. Выделим четыре наиболее глобальных изменения, которые ждут поставщиков в следующем году.

Особенность № 1: проверки и экспертизы теперь обязательны

При закупках по старым правилам заказчик был вправе, но не обязан, привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров и услуг требованиям контракта (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Теперь же заказчик обязательно должен проводить такую экспертизу, своими силами или при помощи сторонних экспертов (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Поэтому поставщики должны быть готовы к тому, что качество их товаров и услуг будет проверяться в обязательном порядке.

Кроме того, с 1 января несколько ужесточатся требования к поставщику. В частности, необходимым станет проведение проверки правомочности поставщика заключать контракт, отсутствия компании в реестре недобросовестных поставщиков (данный реестр предусмотрен законом, см. также обзор докумен­­тов на с. 08), отсутствие у руководителя (а также членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера) компании судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).

При этом Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Поэтому всем поставщикам следует внимательно следить за новостями, связанными с этой стороной торгово-закупочной деятельнос­ти, и готовиться к оформлению документации, необходимой для участия в тендерах того или иного вида.

Особенность № 2: демпинг будет стоить дороже

В связи с принятием антидемпинговых мер для поставщика изменяется система гарантийного обеспечения контрактов. Если начальная цена контракта превышает 15 млн руб. и поставщиком предложена цена на 25% и более ниже начальной, то контракт заключается только после предоставления данным поставщиком обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза большего размера, чем обеспечение исполнения контракта, указанное в документации (но не менее чем в размере аванса, если таковой предусматривается).

Когда цена ниже 15 млн руб., поставщик, кроме указанных мер, может предоставить информацию, подтверждающую его доб­росовестность. Если предметом контракта являются товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо), то поставщик, снизивший начальную цену более чем на 25%, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, а также документы и расчеты, подтверждающие возможность осуществить поставку по этой цене.

Особенность № 3: малое предпринимательство имеет шанс

Еще одной особенностью перехода к работе по правилам Закона № 44-ФЗ является ориентированность новой системы госзаказа на развитие и поддержку малого бизнеса. Так, предполагается, что не менее 15% совокупного годового объема закупок каждого из государственных и муниципальных органов будет осуществляться у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Особенность № 4: нужны квалифицированные специалисты

Закон № 44-ФЗ требует, чтобы все работники контрактных служб госорганов имели дополнительное образование в сфере закупок. Но учиться работать по новым правилам следует также и поставщикам, если они планируют эффективно продавать свои товары или услуги госзаказчикам. Важно знать, как правильно подавать заявку на учас­тие в тендере, какие документы готовить, когда заказчик вправе отклонить заявку и многое другое. Потому, очевидно, компаниям понадобятся специалисты, которые хорошо ориентируются в новых правилах игры.

Еще одно новшество, которое ждет участников сферы госзаказа — Единая информационная система (ЕИЦ). Пока точно неизвестно, как именно она будет создаваться и функционировать, но поставщикам в любом случае необходимо уметь работать со специализированными информационными ресурсами, как, например, общероссийский сайт госзакупок или аналитические разделы электронной площадки РТС-тендера.

Поскольку Федеральная контрактная система еще находится на стадии становления, участникам сферы госзакупок необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве и учиться работе в рамках ФКС, постоянно повышая уровень своей компетентнос­ти в данном вопросе.