Управляющие организации не смогут потратить ни копейки без письменного согласия председателя совета дома

| статьи | печать

С инициативой введения прямого контроля собственников помещений многоквартирных домов за расходованием их денежных средств управляющими организациями выступило сразу несколько депутатов. Они разработали и внесли в Госдуму законопроект, согласно которому при выборе такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление, при заключении собственниками договора с управляющей организацией на содержание и ремонт общедомового имущества она должна будет открывать специальный общедомой лицевой счет для внут­рихозяйственного учета на нем всех поступивших от собственников денежных средств, а также движения средств в соответствии с утвержденной структурой выполняемых в рамках договора работ (услуг).

Депутаты Госдумы предлагают ввести прямой конт­роль собственников помещений в многоквартирных домах, выбравших непосредственное управление домом, над расходованием их средств управляющими организациями, с которыми в силу ст. 164 Жилищного кодекса РФ они заключают договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества. Соответствующий законопроект № 384562-6 «О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации» внесен в Госдуму и направлен в профильный комитет на рассмот­рение.

Напомним, что способ непосредственного управления многоквартирным домом является одним из возможных способов управления (п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). Действующая редакция ст. 164 ЖК РФ регулирует особенности этого способа управления. При непосредственном управлении домом с количеством квартир больше 12 собственники помещений в таком доме заключают договор с управляющей организацией на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества в течение согласованного срока за плату (ч. 1.2 ст. 164 ЖК РФ). Решение о заключении договора принимается на общем собрании собственников.

Однако, по мнению авторов поправок, управляющие организации не предусматривают в таких договорах четких систем оперативного и годового финансового контроля расходования денежных средств собственников помещений, поступивших на расчетный счет управляющих организаций. Не делают они этого из-за отсутствия прямой нормы закона, обязывающей включать такое условие в договор. К тому же, по мнению управляющих организаций, так сохраняется коммерческая тайна финансовых отношений между ними и собственниками помещений.

Такие доводы, считают депутаты, далеки от правды и явно нарушают права собственников, поэтому они и предложили поправки в ст. 164 ЖК РФ, призванные прекратить злоупотреб­ления доверием собственников помещений при их непосредственном управлении своим домом и сподвигнуть управляющие компании к прозрачности. Иными словами, разработчики проекта хотят исключить нецелевое использование средств управляющими компаниями.

Управляющие компании будут вести учет средств на специальных счетах

Депутаты предлагают обязать управляющие организации открывать общедомовой лицевой счет, на котором будет вестись внутрихозяйственный учет. Общим собранием собственников помещений будет утверждаться структура стоимости оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по содержанию и ремонту общедомового имущества. На этом счете должны будут учитываться все средства, перечисленные собственниками, а также видны все движения денежных средств в соответствии с утвержденной структурой.

Расходовать учитываемые на таком лицевом счете средства управляющая организация сможет только с письменного согласия председателя совета дома. Причем основанием для этого предлагается сделать надлежащим образом оформленные сметы (калькуляции), акты выполненных работ на фактичес­ки оказанные услуги и работы за отчетный месяц.

Ежемесячная отчетность и ответственность

Управляющие организации также хотят обязать ежемесячно отчитываться перед председателем совета дома. Помимо актов выполненных работ, смет, они должны будут представлять ему информацию о поступлении средств на общедомовой счет и о целевом использовании этих средств.

За неисполнение новых обязанностей разработчики предлагают привлекать управляющие организации к гражданской и уголовной ответственности.

И с той, и с другой ответственностью, видимо, предстоит разбираться отдельно, так как, например, уголовная ответственность в настоящий момент предусмотрена только за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, в том числе и жилищного хозяйства (ст. 215.2 УК РФ). Судя по всему, разработчики подразумевают, что в случае поддержания их инициативы еще потребуются уточнения относительно конкретных составов нарушений в Уголовном кодексе РФ.

В любом случае этими поправками депутаты надеются усовершенствовать договорные отношения между собственниками помещений в многоквартирных домах, выбравшими непосредственное управление домами, и обслуживающими их организациями за счет императивности условий о контроле за целевым использованием денежных средств собственников.