Спасение жертв коррупции — дело рук самих жертв: Минтруд призывает вести профилактику взяток

| статьи | печать

В начале ноября Департамент развития государственной службы Минтруда России обнародовал разработанные им Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Заметим, что, в отличие от предшествующих указаний1, новые рекомендации в первую очередь адресованы частному сектору, а не органам власти и их служащим. Министерство рекомендует руководителям разъяснять своим подчиненным опасность коррупционных преступлений и подавать личный пример.

Российские власти давно и в основном безус­пешно стараются бороться с коррупцией в стране. Минтруд внес свою лепту в это благое дело и подготовил Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по преду­преждению и противодействию коррупции (далее — Рекомендации). Текст документа размещен на сайте министерства www.rosmintrud.ru в разделе «Трудовые отношения» > «Государственная гражданская служба». Однако несмотря на адрес размещения, предназначены Рекомендации в том числе для коммерческих компаний. Документ разработан по исполнение Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“».

Рекомендации включают не только собственно указания по организации антикоррупционной борьбы, но и тексты нормативных актов, в том числе международных, которые устанавливают ответственность за коррупционные правонарушения и преступления, а также сборник типовых ситуаций конфликта интересов.

Меры безопасности — кодекс этики и правила корпоративных подарков

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) — основной нормативный акт, регулирующий данный вопрос, — дает составное определение коррупции. Под ней понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотреб­ление полномочиями, коммерческий подкуп, иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

В Рекомендациях даются конкретные советы организациям, в том числе коммерческим, по борьбе с коррупцией в своей вотчине. Кстати, обязанность таких компаний разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции также установлена в Законе о противодействии коррупции (ч. 1 ст. 13.3).

Проводить антикоррупционную политику в компании министерство рекомендует, основываясь:

■ на принципах соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам;

■ личном примере руководства;

■ вовлеченности работников;

■ соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;

■ эффективности антикоррупционных процедур;

■ ответственности и неотвратимости наказания;

■ открытости бизнеса;

■ постоянном контроле и регулярном мониторинге.

Конкретные мероприятия и правила осуществления профилактики и противодействия коррупции Минтруд советует закрепить в специальном локальном нормативном акте — «Антикоррупционной политике» и ознакомить с ним всех сотрудников компании под роспись. Среди таких мероприятий Минтруд предлагает разработку кодекса этики и служебного поведения работников, положения о конфликте интересов и декларации о конфликте интересов, правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

Кроме того, рекомендовано ввести в тексты договоров, связанных с хозяйственной деятельностью организации, стандартные антикоррупционные оговорки, а также включить в трудовые договоры с работниками антикоррупционные положения.

Помогут борьбе с подкупами и взятками также:

■ введение процедур информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.);

■ ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, рег­ламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации;

■ осуществление регулярного контроля экономической обос­нованности расходов в сферах с высоким коррупционным рис­ком: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам.

Борьба с коррупцией ляжет на плечи специальных подразделений

Для того чтобы справиться с решением обозначенных выше и довольно обширных задач, министерство рекомендует определить структурное подразделение организации или должностных лиц, которые будут отвечать за противодействие коррупции. Скорее всего, имеются в виду собственные службы безо­пасности или отделы кадров (по управлению персоналом). Задачи, функции и полномочия таких подразделений можно определить, например, в антикоррупционной политике, трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников, в положении о подразделении, ответственном за противодействие коррупции.

Подчиняться такое подразделение должно напрямую руководству организации.

В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, например, может включаться:

■ разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреж­дению коррупции;

■ проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

■ организация проведения оценки коррупционных рисков;

■ прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;

■ организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;

■ организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

■ оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции и мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступ­лений, включая оперативно-разыскные мероприятия.


к сведению

Получение и дача взятки (ст. 290 и 291 УК РФ соответственно) уже давно входят в десятку «лидеров» совершаемых в России преступлений. Так, по статистике Следственного комитета Российской Федерации, в январе — сентяб­ре 2013 г. было расследовано 5437 преступлений по получению и 3626 преступлений по даче взяток. Также расследовано 222 коррупционных преступления прошлых лет (www.sledcom.ru, раздел «О деятельности», «Статистическая информация»). Однако данный состав преступления для коммерческих компаний с точки зрения их внутренней антикоррупционной политики не так интересен, поскольку субъектом данного преступления может выступать только должностное лицо, обладающее властными полномочиями (примечание к ст. 285 УК РФ). Например, государственный служащий, некоторые должностные лица государственного или муниципального учреждения (кассационное определение Верховного суда РФ от 25.11.2010 № 69-О10-23) и т.д.

Для коммерческих компаний более остро стоит проблема совершения таких преступлений, как коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ, см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2008 № Ф08-663/08 по делу № А32-6032/2007-9/156).

Кстати, согласно Индексу вос­приятия коррупции за прошлый год (это исследование ежегодно проводит Transparency International с 1996 г.) Россия из 176 стран заняла 133-е мес­то. Это стоит признать существенным прогрессом, так как, например, два года назад, в 2011 г., мы занимали в рейтинге из 182 стран 143-е место. В 2010 г. Россия и вовсе находилась на 154-м месте из 178.

1 Разъяснения Минтруда России от 17.07.2013 «По применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции», рекомендации от 30.04.2013 «Методические рекомендации «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти»», письмо Минтруда России № 18-2/10/2-1490 от 19.03.2013 «Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции».