Прозрачность госкорпораций остается мутной

| статьи | печать

Доходы и расходы служащих государственных корпораций, а также размер их имущества зачастую остаются закрытыми для общества, отмечается в специальном исследовании Центра антикоррупционных исследований Transparency International. А руководители госкорпораций иногда занимают посты в организациях, которые получают от них денежные средства и иную поддержку.

Государственные корпорации на сегодняшний день, по оценке экспертов TI, обладают весьма своеобразным правовым статусом. Их руководители и наблюдательные советы назначаются Президентом РФ, а сами госкорпорации не подлежат банкротству и проверкам, осуществляемым органами влас­ти в отношении некоммерчес­ких организаций.

Имущество, переданное гос­корпорации, становится ее собственностью и перестает быть государственным. Таким образом, можно говорить о своеобразной «безвозмездной приватизации» государственных средств в пользу госкорпораций и снижении прозрачности их работы, что значительно повышает коррупционные риски.

Вместе с тем сотрудники гос­корпораций приравнены к государственным служащим. Они подчиняются требованиям антикоррупционного законодательства, например, могут быть уволены в связи с утратой доверия. На них распространяются запреты на открытие счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в банках, расположенных за пределами России, и пр.

Служащие госкорпораций должны представлять работодателю сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Те же требования распространяются на их супругов и несовершеннолетних детей.

Интересная деталь: все эти сведения должны размещаться на официальных сайтах госкорпораций. Пока же на них (за исключением «Росатома» и Фонда развития ЖКХ) даже нет разделов, посвященных комплаенсу и противодействию коррупции, не говоря уже о сведениях о доходах и расходах сотрудников.

А ведь в соответствии с нормами ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, напоминают специалисты TI, невыполнение гражданином требований к пуб­ликации деклараций является правонарушением и влечет освобождение от занимаемой должности.

Запутанными и непрозрачными (по крайней мере, для внешних наблюдателей) остаются про­цедуры назначения руководителей госкорпораций, причем даже на этом мутном фоне выделяется бурная история топ-менеджеров «Олимпстроя». Сначала главой госкорпорации стал бывший руководитель «Транснефти» Семен Вайншток, который, однако, недолго удержался на этом на посту — с сентября 2007 г. по апрель 2008 г. Его сменил бывший мэр Сочи — Виктор Колодяжный.

В начале июня 2009 г. президентом «Олимпстроя» стал основатель пивоваренной компании «Балтика» и владелец инвестиционно-строительной компании «Грантика» Таймураз Боллоев. Эксперты TI отмечают, что компания г-на Боллоева «Грантика» строит в столице зимней Олимпиады-2014 целый жилой комплекс «Сияние Сочи». Однако и он недолго продержался на посту главы госкорпорации и в январе 2011 г. подал в отставку по состоянию здоровья. Очередным топ-менеджером «Олимпстроя» стал экс-председатель кабинета министров Чувашии и бывший зампред аппарата правительства России Сергей Гапликов.

Фактически, президент госкорпорации менялся каждые два года (иногда — чаще), а система четкой оценки результатов его труда отсутствовала. В результате исследования было обнаружено наличие конфликта интересов у ряда руководителей «Внешэкономбанка». Его правление возглавляет Владимир Дмитриев, который одновременно занимает различные управленческие должности в 33 организациях, в частности, входит в совет директоров ОАО «Интер РАО ЕЭС». Эта организация в 2008 г. реализовала проект по приобретению акций ЗАО «Молдавская ГРЭС» с использованием кредита от «Внешэкономбанка» в размере 163 млн руб.

Второй конфликт интересов связан с зампредом «Внеш­экономбанка» Анатолием Балло, который является членом совета директоров компании «Северное сияние». В 2007 г. он принимал участие в выделении финансирования ВЭБа в размере 8,3 млрд руб. на проекты «Северного сияния» по развитию Азовского порта Кавказ. Работа так и не была начата, и в марте 2013 г. TI составил рейтинг «Прозрачности госкорпораций». Учитывались следующие аспекты их деятельности: особенности управления, полнота раскрытия корпоративной информации, раскрытие информации о госзакупках. Высшую оценку получил Росатом (16 баллов), самые скромные успехи в деле борьбы с коррупцией были замечены у «Внеш­экономбанка» и Фонда содействия реформированию ЖКХ (по 10,5 баллов).