Не оплатив «коммуналку» вовремя, можно будет разориться

| статьи | печать

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект об ужесточении ответственности за неполную или несвоевременную оплату коммунальных услуг. Действующие сейчас максимальные размеры штрафов за самовольное подключение к энергетическим сетям, трубопроводам и за их самовольное использование хотят увеличить в 25 раз для граждан, в 50 раз — для должностных лиц и в 7,5 раз — для организаций, а нижний предел для должностных лиц и организаций предлагают повысить более чем в три раза.

Законопроект № 348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов», внесенный в Госдуму в конце сентября, предусмат­ривает ужесточение ответственности за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг. Проект включает поправки в КоАП РФ, ЖК РФ и Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (­далее — Закон).

Действующие сейчас размеры штрафов за самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам и за их самовольное использование предлагают увеличить (абз. 2 ст. 17.9 КоАП РФ):

■ с 1500—2000 руб. до 1500—50 000 руб. — для граждан;

■ с 3000—4000 руб. до 10 000—200 000 руб. — для должностных лиц;

■ с 30 000—40 000 руб. до 100 000—300 000 руб. — для организаций.

Кроме того, изменится размер неустойки за несвоевременную или неполную оплату коммунальных услуг. Сейчас он равен 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а действующая ставка рефинансирования — 8,25 % годовых (п. 1 Указания ЦБ РФ от 13.09.2012 № 2873-У, ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

Законопроектом предусмот­рено увеличение этой неустойки почти в два раза, при действующей ставке рефинансирования она возрастет с 9,9 до 17,4 % в год. А это приближено к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей, как указано в пояснительной записке к законопроекту. Размер неустойки в итоге хотят увеличить до 1/170 действующей на момент оплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня пос­ле наступления срока оплаты и по день оплаты включительно.

Такой же размер законной неустойки (или пени) разработчики предлагают взимать за неполную или несвоевременную оплату электроэнергии. Взыс­кивать неустойку планируют с потребителей или покупателей электроэнергии в пользу гарантирующих поставщиков, а с последних — в пользу сетевых организаций, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Непонятно, правда, почему нормы о пенях диспозитивны, если цель законопроекта ввес­ти твердый размер неустойки, которая была бы «стимулом…надлежащим образом исполнять обязательства по оплате», а не «фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков», как сказано в пояснительной записке к законопроекту.

В проекте учтены потребители электроэнергии, для которых бюджетным законодательством может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электроэнергии, так называемых неотключаемых потребителей. Сейчас перечень неотключаемых потребителей определяют Правительство РФ и органы исполнительной влас­ти субъектов РФ (п. 6 ст. 38 Закона). Законопроектом предлагается последним формировать адресные списки таких потребителей только после определения их категорий Правительством РФ.

В проекте конкретизируется понятие энергетических сетей, ими называют электрические и тепловые сети (абз. 1 ст. 7.19 КоАП РФ).