ОМС: не слишком медицинское, не очень страхование

| статьи | печать

С 1 января 2013 г. в России введены в действие новые Правила оказания платных медицинских услуг. Многие граждане уже тогда предсказывали, что после этого платная медицина в России окончательно вытеснит бесплатную. И модернизация бесплатной медицины не заставила себя ждать. Свежая история из жизни столичных пациентов тому доказательство.

В последние дни в блогах и СМИ активно обсуждается новый приказ московского Мин­здрава от 07.08.2013 № 3764 (далее — приказ № 3764) о тактике ведения больных на догос­питальном этапе. Согласно сканам приказа, выложенным в Интернет, начиная с 12 августа текущего года бригады скорой помощи должны не госпитализировать, а лишь обеспечить «динамическое наблюдение в лечебно-профилактическом учреждении» больных с такими заболеваниями, как ангина, скарлатина, корь (при температуре до 39 °С), ложный круп, астма, гипертонический криз (при состоянии средней тяжести) и т. д. Всего диагнозов, при которых врачи скорой должны лишь оказать первую помощь и передать данные о больном в поликлинику — притом что ранее с подобными заболеваниями срочно везли в больницу, — более десятка.

Пользовательница «Живого журнала» (ЖЖ) tavologa 25 августа разместила в своем блоге рассказ о том, как из-за нового приказа ее муж лишился пальца на ноге — а мог бы лишиться и ноги (или даже жизни), если бы семья больного была менее настойчива. В больницу с подозрением на остеомиелит больной пытался попасть пять дней — с 15 по 20 августа. Скорая не забирала его, поскольку температура была ниже 39 °С, а хирург в поликлинике, как выяснилось, не обладал достаточной квалификацией для лечения подобного пациента.

«Дежурный врач внимательно меня выслушивает и задает резонный вопрос: „А почему вы до сих пор не в стационаре? А если там остеомиелит?“ Оказывается, доктор только из отпуска и не в курсе последних изменений. Рассказываю ему про приказ. Реакция примерно как у меня: „У нас что, кладбища плохо заполняются?“» — цитирует tavologa свой разговор с дежурным врачом в поликлинике при очередной попытке добиться госпитализации для мужа.

При этом, как сообщает жительница столицы, при звонке в больницы врачи соглашались проводить операцию платно. «Цена вопроса» начиналась от 300 000 руб. Такой суммой семья не располагала.

По сообщению пресс-секре­таря Минздрава России Олега Салагая, министр здравоохранения Вероника Скворцова поручила провести проверку по данному случаю.

Надо сказать, что хотя Программу госгарантий бесплатной медпомощи населению, в которой перечислены виды заболеваний, при лечении которых мед­услуги россиянам полагаются бесплатно, никто не отменял, список заболеваний в этом документе сформулирован весьма общо. В Программе не прописано, какие именно процедуры и обследования должны предоставляться гражданам по программе ОМС. Таким образом, возможностей для толкований и злоупотреб­лений — огромное количество. Формально московский Мин­здрав был в полном своем праве, вводя приказ № 3764.

Как отметил и.о. руководителя департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов, приказ № 3764 был принят «в целях оптимизации работы машин скорой помощи», а также для оптимального распределения «пациентов между стационарами и поликлиниками». И Г. Голухова тоже можно понять — врачей на скорых, как и самих машин, в Москве не хватает. Согласно программе модернизации здравоохранения, в прошедшие годы огромные суммы тратились на медоборудование, а повышение зарплат медиков намечено на 2018 г. Как говорится, «покамест травка подрастет, лошадка с голоду помрет» — медики из госучреждений разбегаются. Убийственный приказ № 3764 — это, можно сказать, попытка натянуть тришкин кафтан столичной медицины на одну часть тела, при этом обнажив другую. Вывод из всего происходящего можно сделать только один: де-факто бесплатная медицина в России кончилась.