1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3120

«Бюджетникам» закрутили гайки: расширена ответственность за трату казенных денег

Увеличение административных штрафов за нецелевое использование бюджетных средств и их расчет в зависимости от суммы незаконно использованных или полученных средств предусматривают последние поправки в Бюджетный кодекс РФ и КоАП РФ. Изменения уже частично вступили в силу.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон), за исключением отдельных положений, вступил в силу 4 августа. Мы уже писали о нем, когда он находился на стадии законопроекта («БП», 2012, № 31). Многие положения законопроекта сохранены в подписанном Законе без поправок.

Закон вносит в Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ) изменения, касающиеся осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства, а также вводит новые виды правонарушений как в Бюджетный кодекс, так и в КоАП РФ.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль теперь подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Ранее классификация видов была немного иная: осуществлялся еще и текущий контроль, не были выделены внутренний и внешний виды.

В Законе названы также методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

В БК РФ появились две новые главы: 29 «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения» и 30 «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение». Согласно их положениям, бюджетным нарушением признается нарушающее нормативные правовые акты и соглашения, на основании которых выделяются средства из бюджета, действие (бездействие) следующих участников бюджетного процесса:

  • финансового органа;
  • распорядителя бюджетных средств (также — главный распорядитель);
  • распорядителя бюджетных средств (также — распорядитель);
  • получателя бюджетных средств (также — получатель);
  • главных администраторов ­доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, к ответственности за бюджетные правонарушения могут быть привлечены должностные лица органов власти — от Минфина России до местной администрации, а также казенные государственные или муниципальные учреждения (абз. 35—40 ст. 6 БК РФ).

К указанным субъектам за совершение бюджетного нарушения могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

  • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ (далее — бюджет) другому;
  • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому;
  • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
  • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Стоит сказать, что перечень мер бюджетно-правовой ответственности сильно изменился по сравнению с перечнем, который был установлен уже недействующей ст. 282 БК РФ. К примеру, таких мер, как взыскание платы за пользование денежными средствами или приостановление межбюджетных трансфертов, там не было.

Закон также вводит отдельные виды бюджетных нарушений, за каждое из которых преду­смотрена соответствующая мера принуждения. Допус­тим, отказ перечисления или задержка возврата бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы процентов за пользование таким кредитом и пеней в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) четвертую меру из вышеприведенного списка в сумме непогашенного долга (новая ст. 306.6 БК РФ). Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, предположим, получателем приведет к бесспорному взысканию полученных средств или приостановлению межбюджетных трансфертов (новая ст. 306.8 БК РФ).

Масштабные изменения в час­ти регулирования ответственности за бюджетные правонарушения внесены и в КоАП РФ. Статей стало больше, как и составов правонарушений, старые статьи стали объемнее, а штрафы — больше. В целом наказания ужесточились.

К примеру, за нецелевое использование получателем бюджетных средств штраф теперь составит:

  • для должностных лиц — 20 000—25 000 руб., ранее было 4000—5000 руб.;
  • для организаций — 5—25% от полученной и использованной не по назначению суммы бюджетных средств, ранее было 40 000—50 000 руб. (ст. 15.14 КоАП РФ в ред. Закона).

Для должностных лиц новым альтернативным наказанием за нецелевое использование бюджетных средств стала дисквалификация на срок от одного до трех лет. А для организаций размер штрафа, как видно, теперь зависит от суммы полученных средств, соответственно, может быть намного больше ранее установленного.

Отдельно будут штрафовать получателей за невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету или организации. Ответственность за невозврат предусмотрена такая же, как за нецелевое использование, единственное отличие — штраф для организаций исчисляется исходя из невозвращенной ­суммы.

За просрочку возврата средств по бюджетному кредиту штрафы возросли для должностных лиц с 4000—5000 руб. до 10 000—30 000 руб. Для организаций они составляют 2—12% от суммы кредита (ранее было 40 000—100 000 руб.).

Кроме того, в КоАП РФ вводится 15 новых статей с большим количеством новых составов правонарушений (таблицу с подробными изменениями можно посмотреть на сайте в ссылке на этот материал).

Рассмотрение административных правонарушений по-прежнему осуществляют руководители Росфиннадзора, его структурных подразделений и территориальных управлений.

К сведению

Судебная арбитражная практика по делам о привлечении к административной ответственнос­ти за нецелевое расходование бюджетных средств не очень обширна. Бюджетные учреждения часто освобождаются от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, особенно много таких постановлений выносит кассационная инстанция в столичном регионе (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2011 по делу № А75-4754/2010, Мос­ковского округа от 14.01.2010 № КА-А40/15009-09, от 22.01.2010 № КА-А40/15115-09, от 11.02.2010 № КА-А40/68-10). Учреждения также выигрывают дела об оспаривании решений о привлечении к ответственности, если отсутствует событие правонарушения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.10.2009 по делу № ­А82-4493/2009-39) или ответчик не представил доказательств неэффективного расходования бюджетных средств (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 по делу № А58-1363/2012).

Таблица новых составов правонарушений в КоАП РФ, введенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ

Норм

Состав правонарушения

Вид и мера ответственности

Для должностного лица

Для организации

П. 1 ст. 15.15.1

Отказ от перечисления процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Нет

П. 2 ст. 15.15. 1

Отказ от перечисления процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным организации

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Штраф – 5 – 25% суммы неперечисленных процентов

П. 3 ст. 15.15. 1*

Просрочка перечисления процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету

Штраф – 5 000 – 15 000 руб.

Нет

П. 4 ст. 15.15. 1*

Просрочка перечисления процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным организации

Штраф – 5 000 – 15 000 руб.

Штраф – 2- 12% суммы просроченных процентов

П. 1 ст. 15.15.2

Нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита (кроме нецелевого использования средств)

Штраф – 10 000 – 30 000 руб. или дисквалификация на срок 1 – 2 лет

Нет

П. 2 ст. 15.15.2

Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету (кроме нецелевого использования средств)

См. выше

Нет

П. 3 ст. 15.15.2

Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного организации (кроме нецелевого использования средств)

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Штраф – 2-12% суммы полученного кредита

Ст. 15.15.3

Нарушение главным распорядителем, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств условий предоставления межбюджетных трансфертов (кроме нецелевого использования средств)

Штраф – 10 000 – 30 000 руб. или дисквалификация на срок 1 – 2 лет

Нет

П. 1 Ст. 15.15.4

Нарушение главным распорядителем, предоставляющим бюджетные инвестиции условий их предоставления (кроме случаев нецелевого использования средств)

См. выше

П. 2 Ст. 15.15.4

Нарушение организацией, которой предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, кроме случаев нецелевого использования средств

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Штраф – 2-12% суммы полученной инвестиции

П. 1 Ст. 15.15.5

Нарушение главным распорядителем, предоставляющим субсидии организациям, предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления (кроме нецелевого использования средств)

Штраф – 10 000 – 30 000 руб. или дисквалификация на срок 1 – 2 лет

Нет

П. 2 Ст. 15.15.5**

Нарушение указанными выше получателями субсидий условий их предоставления (кроме случаев нецелевого использования средств)

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

(штраф назначается и гражданам – получателям субсидии)

Штраф – 2-12% от суммы полученной субсидии

Ст. 15.15.6

Отказ, просрочка предоставления или представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления, рассмотрения проектов и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Нет

Ст. 15.15.7

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств

См. выше

Ст. 15.15.8

Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий

Штраф – 20 000 – 50 000 руб.

Нет

Ст. 15.15.9

Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, за исключением случаев, когда такое несоответствие допускается БК РФ (кроме нецелевого использования средств)

См. выше

Ст. 15.15.10

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения

Ст. 15.15.11

Просрочка доведения до распорядителей или получателей средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Нет

Ст. 15.15.12

Нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление

Штраф – 20 000 – 50 000 руб. или дисквалификация на срок 1 – 2 лет

Нет

Ст. 15.15.13

Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга

См. выше

Ст. 15.15.14

Несоблюдение главным распорядителем при представлении в суде интересов РФ, субъекта РФ или муниципального образования срока направления в соответствующий финансовый орган информации о результатах рассмотрения дела, включая основания и результаты обжалования судебных актов

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Нет

Ст. 15.15.15

Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания кроме случаев нецелевого использования средств

См. выше

П. 1 ст. 15.15.16

Отказ или просрочка перечисления банком подлежащих зачислению на счета бюджетов средств (кроме доходов, контроль поступления которых в бюджеты осуществляют налоговые, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и судебные приставы) либо неперечисление средств из бюджетов

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Штраф – 1 – 5 % от суммы, подлежащей зачислению (списанию)

П. 2 ст. 15.15.16

Неисполнение кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по незаконно открытым счетам казенным и бюджетным учреждениям, либо по счетам в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований), открытым соответствующим финансовым органам

Штраф – 10 000 – 30 000 руб.

Штраф – 1-5 % от суммы незаконно произведенных операций

* ранее - ст. 15.16 КоАП РФ, предусматривавшая штраф 4 000 – 5 000 руб. для должностных лиц и 40 000 – 50 000 руб. за просрочку перечисления получателем платы за пользование бюджетными средствами.

** Положение вступает в силу 08.08.2013, остальные положения - с 04.08.2013.