1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

В интересах картхолдера

Действующий закон «О национальной платежной системе» ущемляет права владельцев банковских карт на возмещение незаконно списанных средств. Устранить эту проблему призваны поправки, подготовленные Национальным платежным советом.

Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НПС) опубликовало на своем сайте проект поправок в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и отправило данный документ в Госдуму и профильные министерства.

Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2014 г.

Поправки касаются в основном многострадальной ст. 9 названного закона. Согласно действующему закону в случае утраты пластиковой карты или использования ее без согласия клиента последний должен уведомить об этом оператора по переводу денежных средств в течение одного рабочего дня, следующего за днем совершения незаконной операции. Получив уведомление от клиента, оператор обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента. Но если клиент не уложится в срок, он не будет иметь право на возмещение утраченных средств.

Нормы, которые содержатся в нынешней редакции в части информационного обмена между банком и клиентом и в части ответственности сторон, создают больше проблем для клиента, владельца банковской карты. Более того, учитывая несовершенство существующих средств коммуникации между банками и их клиентами, а также очевидные сложности в сборе доказательств по фактам совершения несанкционированных операций, отдельные нормы Закона создают благоприятные условия для использования электронных средств платежа в мошенничес­ких целях.

«Законопроектом уточняется, что возмещение клиенту суммы операции, совершенной с использованием электронного средства платежа без согласия клиента — физического лица, осуществляется после рассмот­рения заявления клиента», — говорится в пояснительной записке к документу. Глава НПС Андрей Емелин отметил, что в соответствии с новыми поправками клиенту предоставляется 30 рабочих дней для подачи в банк заявления о возврате суммы по операциям, совершенным без его согласия.

Авторы законопроекта предлагают упростить порядок взаимного информирования сторонами друг друга, одновременно исключив применение санкций за то, что информация отправлена несвоевременно. Поскольку ни один из способов доставки сообщений (почтовым отправлением, СМС, по электронной почте) не дает заинтересованной стороне возможности достоверно доказать ни содержание направленного уведомления, ни даже сам факт его направления, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, неизбежно возникнут многочисленные судебные споры и обоснованное недовольство клиентов.

Процедура рассмотрения подобных споров в законопроекте регламентирована. «Таким образом, для клиента его права становятся более понятными, поскольку, процедуры, предлагаемые Национальным платежным советом, более внятно прописаны. Мы склоняем клиента к досудебному разбирательству. При этом базовые принципы защиты прав потребителя остаются незыблемыми», — отметил А. Емелин.