Изменения в законодательство о промышленной безопасности поправили АПК РФ

| статьи | печать

Со следующего года изменятся правила проведения экспертизы промышленной безопасности. Экспертное заключение не будет долго утверждаться в Ростехнадзоре, а будет регистрироваться им в течение пяти рабочих дней в соответствующем реестре и с этого момента считаться готовым к использованию. За дачу ложного заключения экспертам грозит штраф от 20 000 до 200 000 руб., дисквалификация или даже лишение свободы на срок до семи лет, а экспертной организации — штраф в размере до полумиллиона руб.

Начало июля ознаменовалось принятием солидного количества новых федеральных законов, которые депутаты Госдумы одобрили оптом к концу весенней сессии. Среди них и Федеральный закон от 02.07.2013 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безо­пасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях» (далее — Закон). Причем в число поправок вошли изменения в АПК РФ, чего из наименования закона вовсе не следует.

Первыми начали действовать процессуальные нормы

Пока Закон вступил в силу (с 03.07.2013) только в части изменений в АПК РФ и КоАП РФ. Им конкретизированы положения ст. 206 и 211 АПК РФ, которые устанавливают ограничения для обжалования в кассационном порядке решений по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности. Согласно указанным нормам в прежней редакции, если в апелляционном порядке обжаловалось постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа не более 100 000 руб. для компании и 5000 руб. для гражданина, то обратиться с кассационной жалобой стороны могли лишь при наличии оснований для безусловной отмены судебного акта (ч. 4 ст. 288 АПК РФ). Судебные акты по иным спорам можно было обжаловать в общем порядке.

Однако в ч. 4.1 ст. 206 и ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ не уточнялось, какие пределы для штрафов имеются в виду: максимально возможные по закону или же примененные судом в конкретном деле. Кроме того, ничего не было сказано о таком виде наказания, как предупреждение. В то время как ограничение для кассационного обжалования «дешевых» штрафов явно направлено на предотвращение формального оспаривания постановлений о применении незначительных мер наказания, к которым предупреждение, безус­ловно, относится. Теперь эти пробелы восполнены. Законом уточнено, что речь идет о максимальных размерах штрафов, предусмот­ренных КоАП РФ. А также что ограничение на кассационное обжалование относится и к делам об оспаривании постановлений, которыми виновному лицу объявлено предупреждение.

Недобросовестные эксперты ответят по УК РФ и КоАП РФ

Основная часть положений Закона вступит в силу только в начале следующего года вместе с изменениями, вносимыми Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ, которым определены четыре класса опасности производственных объектов.

С 1 января 2014 г. вводится уголовная ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения. Наказание за такое деяние будут определять в зависимости от его последствий (новая ст. 217.2 УК РФ). Если деяние могло повлечь смерть человека или повлекло причинение крупного ущерба, эксперт сможет отделаться штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере дохода эксперта за период до полугода. Но при этом он лишится права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо бессрочно (далее — право на работу). Такие дела будут подсудны мировым судьям, а предварительное расследование будут осуществлять следователи Следственного комитета РФ (ч. 1 и 2 ст. 3 Закона).

За то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, предусмотрено уже лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права на работу на срок до трех лет или бессрочно. А если последствием заведомо ложного заключения эксперта ввиду его легкомыслия и небрежности станет смерть двух и более лиц, то такого эксперта могут лишить свободы на семь лет с лишением права на работу от года до трех лет или бессрочно.

Административную ответственность эксперты будут нес­ти как должностные лица. Если дача заведомо ложного заключения не содержит признаков преступления, то должностное лицо Ростехнадзора, рассмат­ривающее дело, может назначить правонарушителю административный штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. Суд вправе дисквалифицировать эксперта минимум на полгода, максимум на два года.

Экспертную организацию оштрафуют за заведомо ложное заключение на сумму от 300 000 до 500 000 руб. (п. 1 ст. 3.11 и ч. 1 и 3 ст. 23.31 в ред. Закона, новые п. 4 и примечание 4 ст. 9.1 ­КоАП РФ).

Одобрение Ростехнадзора — не помеха для использования заключения

Закон расширяет понятийный аппарат, предусмотренный положениями Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № ­116-ФЗ). Эти изменения вступят в силу со следующего года.

В Закон № 116-ФЗ вводится определение экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), которое, кстати, схоже с данным в правилах проведения экспертизы промышленной безопасности (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.11.98 № 64, далее — Правила).

Конкретизируется понятие «эксперт»; им будет признаваться физическое лицо, обладающее специальными знания­ми в области промышленной безопасности, соответствующее всем законным требованиям и участвующее в проведении экспертизы.

Законом также устанавливаются обязанности экспертов и руководителей экспертных компаний. В частности, эксперты должны обеспечить сохранность вверенных им материалов и оборудования, конфиденциальность информации, а также проводить анализ материалов, предоставленных на экспертизу. Руководитель обязан организовать предоставление необходимого оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы.

Вводится запрет на осуществление экспертизы имеющей лицензию на ее проведение организацией или ее работником в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на законном основании этой организации или лицам, входящим с ней в одну группу в смысле антимонопольного законодательства. Что вполне логично, поскольку так эксперты не будут заинтересованы в результате экспертизы и она предположительно будет независимой и достоверной.

Существующий порядок проведения экспертизы предполагает утверждение экспертного заключения в территориальных органах Ростехнадзора (п. 5.3 Правил, п. 4 ст. 13 Закона № 116-ФЗ), что является излишним бюрократическим барьером. Законодатели решили упразднить данную процедуру утверждения результатов экспертизы. С нового года такого утверждения от Ростехнадзора дожидаться будет не нужно. Заказчик будет направлять в территориальный орган Ростехнадзора экспертное заключение, где должностные лица в течение пяти рабочих дней со дня поступления зарегистрируют его в соответствующем реестре заключений экспертизы промышленной безо­пасности. И такое заключение будет действительно уже с момента внесения записи в указанный реестр. Ведение его будет осуществлять Ростехнадзор и его территориальные органы.