Конституционный суд не позволил сужать сферу применения налогового законодательства

| статьи | печать

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, не относящиеся к отраслевому налоговому законодательству, но порождающие правовые последствия для налогоплательщиков, вступают в силу в порядке, определенном Налоговым кодексом РФ. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ в постановлении от 02.07.2013 № 17-П. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что на рассмотрение нижней палаты парламента сейчас поступил законопроект о внесении изменений в порядок налогообложения имущества организаций.

Постановление Конституционного суда РФ от 02.07.2013 № 17-П (далее — постановление № 17-П) посвящено порядку вступления в силу принимаемых субъектами РФ нормативных актов об утверждении кадастровой стоимости земель для целей исчисления земельного налога. Именно поэтому мы и обратили внимание читателей на законопроект о внесении изменений в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. Речь идет о законопроекте № 306970-6, в соответствии с которым предполагается использовать кадастровую стоимость объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций (документ зарегистрирован и направлен Председателю ГД ФС РФ 1 июля 2013 г.).

Налог на имущество предлагают считать исходя из данных кадастра

Законопроектом предусмотрен порядок определения налоговой базы налога на имущество организаций, аналогичный тому, который сейчас применяется для земельного налога, — исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. Это означает, что выводы, сделанные в постановлении № 17-П, в скором времени будут актуальны для всех организаций, у которых на балансе есть объекты, подлежащие кадастровому учету: земельные участки, здания и сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 374 НК РФ). Сейчас же налоговая база налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость объекта (п. 1 ст. 375 НК РФ). Сразу оговоримся, что законопроект предусматривает переход на определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения лишь с 1 января 2020 г. Такое решение законодателей продиктовано пониманием того, что на практике данный переход может потребовать большой подготовительной работы, связанной с обеспечением полноты кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, как указано в пояснительной записке к законопроекту, не во всех субъектах РФ кадастровая оценка утверждена.

На сегодняшний день проб­лема с кадастровой оценкой действительно актуальна. Так, участники круглого стола «Земельно-имущественный комплекс как основа реализации национальных проектов и реформ», который состоялся в апреле нынешнего года в Торгово-промышленной палате РФ, отметили, что кадастровая цена значительно отличается от рыночной стоимости, превышая ее в среднем в 18 раз! В качестве одной из причин тому была названа отдача проведения кадастровой оценки на откуп рынку. Некоторые выступающие вообще предлагали принять такую радикальную меру, как полная отмена итогов кадастровой оценки. В обосновании было указано на то, что в некоторых субъектах РФ кадастровая оценка является некорректной для 98% площадей земли.

Понятно, что раз такие не­утешительные выводы сделаны по итогам оценки земель, то нет никаких гарантий, что кадастровая оценка недвижимости в целях налогообложения имущества организаций будет более адекватной. Несмотря на это, в отношении имущества иностранных организаций действие изменений в главу 30 НК РФ предполагается ввести в силу уже с 1 января 2014 г.

Арбитражные суды не увидели налоговых норм в итогах кадастровой оценки

Дело, итогом которого стало принятие постановления № ­17-П, было инициировано компанией — плательщиком земельного налога. Она обратилась в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа об отказе в уменьшении размера обязательств по земельному налогу. Все судебные инстанции посчитали, что применять норму п. 1 ст. 5 НК РФ нет оснований.

Согласно указанной норме акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Однако арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали решение налогового органа о взыскании с организации земельного налога за 2008 г. на основании акта органов исполнительной власти субъекта РФ об утверждении кадаст­ровой стоимости земельных участков, официально опубликованного 25 декабря 2007 г., то есть за несколько дней до начала налогового периода. Таким образом, арбитражные суды фактически признали обос­нованность применения акта об утверждении кадастровой стоимости объекта налогообложения, который был принят менее чем за один месяц до налогового периода (для земельного налога он составляет календарный год, в данном случае 2008 г. — п. 1 ст. 393 НК РФ).

Обжалуя решение налогового органа, организация настаи­вала на том, что при исчислении земельного налога вновь введенные показатели кадаст­ровой стоимости земельных участков, которые были опубликованы 25 декабря 2007 г., в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ на начало налогового периода 2008 г. не вступили в силу и подлежат применению лишь с 1 января 2009 г.

Но налоговый орган, а за ним и арбитражные суды, придерживались иной позиции, не согласившись с тем, что новую кадастровую стоимость объекта налогообложения следует применять лишь при расчете налога за 2009 г. Обосновали такую позицию следующим образом. У налогоплательщика была возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2008 г. в соответствии с доведенными до него сведениями о новых показателях кадастровой стоимости земельных участков, несмотря на то что указанные сведения были официально опубликованы всего за пять дней до начала соответствующего налогового периода. Также суды обратили внимание, что положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Тогда как применительно к регулированию земельного налога в ст. 396 НК РФ установлены особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков, предусмотренных в п. 1 ст. 5 НК РФ. Более того, они указали, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков, не регулируют налоговые правоотношения, следовательно, на них не распространяется требование п. 1 ст. 5 НК РФ.

НК РФ регулирует любые отношения, связанные с налогами

Конституционный суд не согласился с изложенными выводами. В постановлении № 17-П отмечено, что «действие критериев, вытекающих из конституционного принципа законности установления налогов и сборов, не ограничивается правовыми актами, которые в конкретной системе правового регулирования прямо отнесены к законодательству о налогах и сборах». Отсюда следует, что конституционные гарантии прав налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, обязывающих платить соответствующие налоги и сборы. В том числе и тех, которые формально не относятся к законодательству о налогах, например к Налоговому кодексу РФ. И ссылка арбитражных судов на неприменение порядка, предусмотренного НК РФ для вступления в силу нормативных актов о налогах, в отношении правовых норм органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков несостоятельна.

Что же касается порядка вступ­ления в силу нормативных актов, регулирующих налоговые правоотношения, предусмотренного п. 1 ст. 5 НК РФ, то Конституционный суд РФ обратил внимание на постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. В пункте 3 этого документа сказано, что «при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта».

Минфин придерживается позиции КС РФ

Как показывает разъяснительная практика налоговых органов, позиция Конституционного суда РФ, выраженная в постановлении № 17-П, не является новой или революционной. Потому судебные акты, отмены которых налогоплательщик так и не добился в рамках системы арбитражных судов, и тем более решение налогового органа выглядят странно.

Так, в письме Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-02/20, доведенном до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 23.03.2011 № ­ЗН-4-11/4544@ «О земельном налоге», практически дословно изложена правовая позиция, сформулированная судьями Конституционного суда РФ. Финансовое ведомство, ссылаясь на Определение КС РФ от 03.02.2010 № 165-О-О, в указанном письме отмечает, что нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том же порядке, который определен НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах.

Более того, министерство обратило внимание на п. 5 ст. 5 НК РФ, из содержания которого ясно следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным ст. 5 НК РФ для актов законодательства о налогах и сборах, в том числе и п. 1 ст. 5 НК РФ.

А это значит, что требовать уплаты земельного налога за 2014 г. исходя из новой кадаст­ровой стоимости недвижимого имущества налоговые органы смогут лишь в случае, если нормативный акт об утверждении итогов кадастровой оценки будет официально опубликован не позднее 30 ноября 2013 г. В противном случае новый размер кадастровой стоимости имущества можно будет применять при исчислении земельного налога только за 2015 г. То же самое можно сказать и о возможном порядке исчисления налога на имущество организаций, если законопроект № 306970-6 все же примут и налоговой базой будет признана не среднегодовая стоимость объекта налогообложения, а его кадастровая стоимость.