1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Власть опять делает бюджетный маневр в свою пользу

Пробуксовка отечественной экономики и сокращение доходов госказны привели к необходимости перегруппировки структуры бюджета на следующий год. Проект главного финансового плана страны, подготовленный Минфином, показывает, что бюджетный маневр власти предполагает увеличение расходов на зарплату госслужащих и престижные мегапроекты. Не повезло некоторым видам социальных расходов, образованию и медицине. Впрочем, как всегда в нашей стране.

В целом сокращение бюджетных расходов в 2014 г., по оценке экспертов Цент­ра развития ВШЭ, может составить 641,9 млрд руб., из которых почти три четверти (73%) придется на снижение трансфертов внебюджетным фондам (преж­де всего ПФ). Остальные суммы предполагается сэкономить за счет секвестра расходов на госзакупки (115,4 млрд руб.) и действующих расходных обязательств (60,5 млрд руб.). Обещанного главой Минфина Антоном Силуановым переноса на будущее части расходов на финансирование программы вооружений в проекте бюджета ученые «Вышки» не обнаружили.

Среди счастливчиков, на долю которых выпало основное увеличение бюджетных расходов, оказались госслужащие, особенно силовики, и любители футбола с затратами на Чемпионат мира (более половины допрасходов). Оставшиеся средства будут направлены на финансирование ряда федеральных целевых программ и взносы в уставные капиталы различных структур.

Кроме того, в планах Минфина финансирование ряда дополнительных мероприятий, деньги на которые еще предстоит найти. Среди них выделяется строи­тельство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань (107 млрд руб.) и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (86 млрд руб.).

«На настоящий момент для финансирования этих дополнительных программ найдено около 80 млрд руб. в 2014 г. исключительно (!!!) за счет сокращения расходов на образование и здравоохранение под разными благовидными предлогами, — подчеркивает аналитик ЦР Андрей Чернявский. — Таким образом, второй „бюджетный маневр“ Мин­фина, еще не до конца допроектированный, заключается в финансировании „проектов века“ за счет сокращения расходов на человеческий капитал».

Мнение ученых Центра развития подтверждает заявление вице-премьера Ольги Голодец, что подготовленный Минфином проект бюджета на 2014—2016 гг. в полной мере не преду­сматривает финансирование ряда ключевых социальных программ. Речь идет о финансировании пакета мер по детям-сиротам (40 млрд руб.) и программе материнского капитала (140 млрд руб.). Также в главном финансовом плане страны не предусмотрены расходы на программу по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Не в полном объеме заложено финансирование программы развития детских садов.

Между тем реальная окупаемость некоторых мегапроектов вызывает сомнения у экспертов. Так, проект строительства скоростной железной дороги Москва — Казань руководитель макроэкономических исследований Сергей Алексашенко назвал авантюрой. Проработанной проектной документации на сегодняшний день не существует, там, как говорится, и «конь еще не валялся».

Такой вывод ученый сделал на основании мнения, которое не так давно высказал замглавы РЖД г-н Мишарин. Согласно его словам объем финансирования магистрали станет ясен после разработки проектно-сметной документации, которая позволит уточнить стоимость строительства, сроки реализации, организационно-правовую схему и финансовую модель на срок 30—40 лет.

«Если же вы зайдете на сайт высокоскоростных железных дорог и нажмете на кнопку „Документы“, то там вы … не найдете практически ничего, кроме первичного запроса на оценку экологического воздействия и технического задания, подписанного тремя организациями без указания какой-либо даты», — констатирует С. Алексашенко.

В предлагаемом Минфином бюджетном маневре не нашлось места для увеличения поддержки региональных бюджетов (в этом году резко упало поступление налога на прибыль — минус 20% за пять месяцев). Нет никаких гарантий, что ситуация с доходами регионов кардинально улучшится, и тогда будет непонятно, откуда брать деньги на повышение зарплат в образовании и здравоохранении.