Куда упадут бюджетные деньги

| статьи | печать

Для поддержания затухающего экономического роста российские власти обещают пролить золотой, точнее — бюджетный, дождь на инфраструктурные проекты и даже замахнулись на темпы роста тарифов госмонополий. Все эти масштабные меры вряд ли дадут искомый результат, если не будет кардинально улучшен бизнес-климат. К ­сожалению, пока реализация дорожных карт по его совершенствованию, что называется, оставляет желать лучшего.

Темпы роста отечественной экономики, по оценкам Минэкономразвития, составят в 2013 г. порядка 2,4%. «Конечно, это лучше, чем в Европе, это даже несколько лучше, чем в Штатах, — заявил на совещании о мерах по повышению деловой и инвес­тиционной активности на днях президент Владимир Путин. — Но, во-первых, это ниже тех ориентиров, которые необходимы нам для устойчивого развития, для решения социальных и других проблем. И, во-вторых, это ниже прогнозов МВФ по общемировому росту: там 3,3%, а российская экономика должна расти быстрее глобальной, если мы хотим сократить отставание от экономических лидеров».

Ситуация требует срочных и эффективных действий, понимают в Кремле. На повестке дня использование пенсионных накоплений и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в качестве источника длинных инвестиционных денег. А именно они необходимы для запуска крупных инфраструктурных проектов как основы для будущего экономического роста.

В целом бюджетные инвестиции в стагнирующую российскую экономику могут достигнуть суммы свыше 6 трлн руб. Кроме того, предполагается использование около 2,6 трлн руб. средств из внебюджетных источников (ФНБ, пенсионных накоплений, а также денег ВЭБ).

Денежный дождь может пролиться на крупные инфраструктурные проекты (например, строительство высокоскоростной магистрали ВСМ-2 Моск­ва—Казань может получить ориентировочно 278 млрд руб., проект по созданию энергетического моста Сибирь — Урал — Центр — около 185 млрд руб., комплексный инвестиционный проект «Ангарско-Ени­сейский кластер» — порядка 62,3 млрд руб.).

Накачка экономики бюджетными средствами, особенно при невысокой эффективности расходуемых средств, может обернуться ростом инфляции. Чтобы избежать новой волны повышения цен, руководство страны обещает снизить темпы роста тарифов естественных монополий, приблизив их к динамике общей инфляции. Необходимость этой меры представители бизнес-сообщества подчеркивали на встрече с главой государства, приуроченной к Дню предпринимателя.

Для улучшения условий ведения бизнеса, без которого все перечисленные выше меры окажутся малоэффективными, власть намерена продолжить реализацию подготовленных в рамках Национальной предпринимательской инициативы дорожных карт. Это позволит, подчеркнул на совещании у премьера глава МЭР Андрей Белоусов, нашей стране уже в этом году войти в 50 лучших государств по условиям ведения бизнеса согласно методике Doing Business.

На сегодняшний день наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) одобрил девять дорожных карт (в сфере строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества предприятий, развития конкуренции и содействия экспорту, доступа МСБ к закупкам, повышения качества регуляторной среды для бизнеса). В настоящее время все они утверждены распоряжениями правительства, причем последнюю дорожную карту Дмитрий Медведев подписал 11 июня нынешнего года.

Одной из самых острых проб­лем реализации дорожных карт является различная оценка результатов выполнения ключевых показателей этих документов и последующая корректировка их содержания. Чиновники из федеральных органов исполнительной власти считают, что результатом является внесение нормативно-правового акта в Государственную Думу или в правительство, а предприниматели — реальные изменения в практике их работы.

При оценке достигнутых результатов, по словам члена генсовета «Деловой России» Александра Осипова, было выявлено низкое качество исполнения дорожных карт на фоне отсутствии контроля со стороны правительства. «Дорожные карты признаны “живыми” ­документами, которые должны регулярно актуализироваться именно из оценки бизнес-сообщества, — считает А. Осипов. — Поэтому для первых дорожных карт, на которых выявлено неэффективное исполнение мероприятий, не при­водящее к реальному изменению ситуации для бизнеса, признали необходимым их переработать».

На сегодняшний день, чтобы избежать противоречий при оценке результата дорожных карт и корректировке их содержания Минэкономразвития создало по каждому документу фокус-группы, которые включают в себя «пул» респондентов, состоящий из 100—150 компаний. По словам А. Белоусова, МЭР готово взять на себя обязательства выпустить единый порядок корректировки дорожных карт с учетом мнения бизнеса. За каждой из них будет закреплено определенное государственное ведомство, ответственное за ее реализацию.