Туристы уходят в Интернет

| статьи | печать

Российские любители путешествий все чаще при организации своего отдыха пользуются услугами Глобальной сети. Объем транспортных и туристических услуг, приобретенных в России через Интернет, за прошлый год увеличился практически в 1,5 раза — до 160 млрд руб. По прогнозам экспертов, в текущем году этот показатель станет больше еще на четверть. Новички в онлайн-покупках в сфере туризма ориентированы на недорогие категории — авиабилеты на внутренние рейсы, российские отели и особенно железнодорожные билеты.

Как сообщил в ходе конференции Tickets & Travel, посвященной вопросам интернет-продаж туристических продуктов, основатель исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников, в прошлом, 2012 г., 5,6 млн россиян воспользовались Интернетом для приобретения различных туруслуг.

Больше всего Сети доверяют авиапутешественники

Как подсчитали эксперты, в прошлом году авиабилеты покупали онлайн 3,5 млн человек (63% всех онлайн-покупателей услуг). Онлайн-бронированием отелей пользовались 1,2 млн человек (21%). Железнодорожные билеты покупали онлайн 2,9 млн человек, готовые туры — 400 000 человек. При этом в исследовании не учитывались случаи, когда заказ услуги оформлялся в Сети, а оплата проходила офлайн.

Объем транспортных и турис­тических услуг, купленных/забронированных в России через Интернет в 2012 г., вырос на 45%, до 160 млрд руб. Для сравнения: в США, Западной Европе и Японии этот сегмент за год увеличился на 6—12%, в Китае, Индии, Бразилии и Мексике на 25—40%.

По оценке Data Insight, 53% оте­чественного рынка в денежном выражении приходится на авиабилеты, 17% — железнодорожные билеты, 14% — отели, 13% — туры. Уровень проникновения онлайн-трэвел можно оценить по следующим цифрам — приобретают туристические услуги в Интернете 6% всех россиян в возрасте от 18 до 65 лет и 8% пользователей Интернета.

Средние расходы на одного покупателя онлайн-билетов и путевок — 32 000 руб. Для сравнения: в сегменте электронной торговли товарами этот показатель составляет 13 000 руб. Таким образом, на оплату билетов и туристических услуг приходится всего 7% от общего количества онлайн-платежей, но 40% от объема онлайн-платежей. Как выяснили исследователи, 74% любителей путешествий, которые воспользовались услугами Глобальной сети, оплачивали услуги банковской картой. 13% использовали электронные деньги. 4% обращались к услугам интернет-банков. Доля банковских карт — 60% от всех платежей за заказанные онлайн туристические услуги.

Интересные данные относительно структуры интернет-платежей были получены Discovery Research Group: ­исследование агентства показало, что 42% платежей за билеты и туристические услуги производятся с помощью терминалов самообслуживания (QIWI и аналоги). Правда, пока эти данные не подтверждаются другими источниками.

Россияне проявляют интерес к онлайн-страховкам

Активный рост интереса россиян к онлайн-услугам в сфере туризма стимулирует компании расширять их ассортимент. Например, в текущем году в Рунете стартовали продажи целого ряда страховых продуктов. Так, в конце январе OZON.travel и «АльфаСтрахование» запустили первый в России проект онлайн-страхования пассажиров железнодорожного транспорта, призванного защищать интересы пассажиров на время поездки. Через месяц те же компании объявили о начале онлайн-продаж страховых полисов, защищающих от отмены поездки. К числу страховых случаев относятся: отказ в выдаче визы, увольнение, дорожно-транспортное происшествие, нанесение вреда жизни или гос­питализация клиента, а также причинение ущерба имуществу застрахованного, необходимость участия в судебном процессе, природные катаклизмы, ввод чрезвычайного положения и т.п. При наступлении страхового случая каждому застрахованному путешественнику будет компенсирована стоимость невозвратных авиабилетов или штрафов в пределах 20 000 руб. Стоимость полиса фиксирована и составляет 400 руб. на одного пассажира.

О начале сотрудничества с онлайн-сервисом покупки туристических страховок Cherehapa объявило агентство Biletix. Как говорится в сообщении Ассоциации туроператоров России, в новом сервисе представлены страховые продукты лидеров российского страхового рынка, включая компании «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», Allianz, «Liberty Страхование», «Страховой дом ВСК». После заполнения формы путешественник получает информацию о стоимости предложений разных компаний и о том, насколько они учитывают различные специфические запросы, например страхование при занятиях спортом, страхование беременности, путешествие на личном автомобиле или поездки с целью работы по найму и прочее. В режиме реального времени пользователь видит изменение финальной цены страхового полиса в зависимости от выбранных опций страховки. После оплаты банковской картой покупатель получает полис на свой адрес электронной поч­ты, а также СМС-уведомление с контактами сервисной службы страховой компании.

Пока число россиян, покупающих страховые полисы через Интернет, невелико, однако эта цифра постоянно растет. Набирают популярность и онлайн-услуги, предоставляемые с помощью мобильных приложений. На сегодняшний день только каждый пятнадцатый российский путешественник пользуется подобными сервисами. Однако уже к концу текущего года этот показатель может значительно улучшиться: по оценке туристического интернет-поисковика Kayak.ru, к концу 2013 г. приложениями для путешественников будет пользоваться каждый седьмой россиянин, собирающийся за рубеж.

«В Америке мобильным приложением пользуется каждый третий путешественник, в Европе — каждый пятый. Россия, к сожалению, серьезно отстает в этом рейтинге. По нашей оценке лишь каждый 15-й российский турист пользуется мобильными приложениями для путешествия», — сообщил Андрей Вербицкий, управляющий директор KAYAK в России и СНГ.

Растет спрос на мобильные приложения

По словам А. Вербицкого, если в Америке и Европе большинство путешественников используют мобильные приложения еще на стадии планирования поездки — ищут и покупают билеты, бронируют отели, россияне используют приложения непосредственно в поездке (чаще всего проверяют статус рейса), а билеты и гостиницу покупают со стационарного компьютера. «Это связано в первую очередь с тем, что далеко не все россияне пользуются современными смартфонами, однако их число очень быстро растет. Сказывается и некое недоверие наших соотечественников к мобильным технологиям», — отметил А. Вербицкий. По оценке KAYAK, России потребуется еще 1,5—2 года для того, чтобы догнать существующий американский уровень проникновения мобильных приложений в сегменте «Путешествия».

По прогнозам Ассоциации туристических онлайн-сервисов (ITSA) с улучшением технологий, в том числе мобильных, и благодаря стремлению населения к максимальной независимости в своих путешествиях, рынок электронной коммерции будет набирать обороты и к 2015 г. объем российского рынка интернет-продаж туристических услуг достигнет 12 млрд долл. или 5% глобального рынка.

Аналитики Data Insight считают, что уже в следующем году туруслуги в Сети будут покупать до 7 млн россиян, то есть почти 5% населения страны. При этом за 2013 г. рынок онлайн-туруслуг вырастет еще на 20—25% (1—1,5 млн человек). Прежде всего новички в онлайн-покупках будут ориентированы на недорогие категории — авиабилеты на внутренние рейсы, российские отели и особенно ж/д билеты.

к сведению

Российские путешественники определились, куда поедут этим летом

Туристический сервис momondo.ru проанализировал статистику поисков авиабилетов и определил, куда планируют отправиться российские путешественники этим летом. Рейтинг 2013 г. в целом похож на прошлогодний и включает следующие направления: Испания, Греция, Италия, Франция, Германия, Черногория, Россия, Болгария, Турция и Хорватия.

Средиземноморское побережье Испании и островная Греция удержали лидерство и выросли еще на 16 и 11,2% соответственно по сравнению с прошлым годом, предположительно в силу облегчения визового режима и снижения цен на пляжный отдых. За ними уверенно следуют Италия, Франция и Германия, разбавляя список пляжных направлений в топе экскурсионным отдыхом в Париже, Риме, Берлине. Вместе с тем аналитики momondo.ru отметили рост числа поисков авиабилетов на юг Франции (Ницца и Марсель) и Венецианское побережье Италии. Черногория неожиданно вошла в пятерку лидеров, поднявшись с 11-й строчки рейтинга, тогда как интерес к Украине несколько угас, и она вышла из топ-листа.

Однако в этом году есть и аутсайдеры. К примеру, спрос на отдых на Кипре понизился по сравнению с прошлым годом на 30,4%. Вероятно, россиян отпугнули проблемы банковского сектора, возникшие на острове в марте.