Стандартизировали, стандартизировали, да не выстандартизировали

| статьи | печать

Минпромторг России, руководствуясь правилом «все новое — хорошо забытое старое», разработал проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», который несколько дней назад был размещен на сайте Минэкономразвития России в разделе «Оценка регулирующего воздействия». Разработчики обосновали необходимость принятия нового нормативного акта в данной сфере ущербностью и ограниченностью действующего законодательства. Все желающие могут отправить свой отзыв до 29 апреля по электронной почте: KuzminaEV@economy.gov.ru.

Если после прочтения названия законопроекта возникает ощущение дежавю, то это вовсе не ошибка. Дело в том, что 20 лет назад в России уже принимали закон о стандартизации (Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1). Этот закон прекратил свое действие в конце июня 2003 г. в связи с вступлением в законную силу ныне действующего Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании). Однако почти десятилетняя практика его применения показала, что претворить все наполеоновские планы законодателя в реальную жизнь не так-то просто.

В частности, Закон о техническом регулировании предполагал принятие множества технических регламентов, которые должны были устанавливать обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукция, процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и т.д.). Однако в процессе исполнения нормативных требований стало ясно, что в течение семи лет после вступления в силу Закона о техническом регулировании принять все необходимые технические регламенты, утвердив их федеральными законами, невозможно. И соответствующие полномочия также были переданы Правительству и Президенту России.

Минпромторг признал недостатки законодательства о техническом регулировании

В пояснительной записке к законопроекту «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — законопроект) разработчики отмечают, что Закон о техническом регулировании в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере стандартизации. По мнению Минпромторга, общество нуждается в более широком применении стандартизации, в частности, речь идет о стандартах в сфере социальной ответственности бизнеса, организации и проведения выборов, охраны труда, медицинских услуг и др.

Закон о техническом регулировании много раз подвергался изменениям, что в итоге привело к неустойчивости норм законодательства о техническом регулировании. Кроме того, создание системы технического регулирования в рамках Таможенного союза также требует модернизации национального законодательства в данной сфере. Резюме — дальнейшие поправки в Закон о техническом регулировании не достигнут своей цели, ресурс подобной практики исчерпан и существует острая необходимость модер­низации нормативного регулирования в виде разработки нового закона.

Что предлагает законопроект? В числе целей его принятия в пояснительной записке названы:

  • приведение национальных правовых норм в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации (в которую Россия вступила не так давно) по техническим барьерам в торговле;
  • обеспечение исполнения государственных закупок (в свете принятия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контракт­ной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» эта цель приобретает особое значение, поскольку наличие стандартов поможет устанавливать требования к участникам госзакупок и эффективнее выявлять допущенные при их проведении нарушения);
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

В целом в тексте законопроекта очень четко прослеживается стремление разработчиков подтянуть российское законодательство до уровня, на котором оно будет приемлемо и применимо для страны — участницы ВТО.

Стандарты могут потерять статус добровольных для исполнения

Предполагается, что законопроект не отменит полностью Закон о техническом регулировании, а лишь заменит его положения относительно национальной системы стандартизации. Разработку соответствующих поправок планируется поручить также Минпромторгу, Минэкономразвития и Росстандарту, а срок для представления текста изменений в правительство назначить на ноябрь 2013 г.

Минпромторг отмечает, что одним из достоинств разработанного законопроекта является понятийный аппарат, основанный на международной терминологии в сфере стандартизации. Это позволит унифицировать используемые понятия, приведет к единообразию правоприменительную практику в этой части и будет способствовать гармонизации национального и международного законодательства в рассматриваемой сфере.

В законопроекте впервые вводится понятие технических условий, под которыми понимаются документы по стандартизации, принятые организацией. Разработкой таких документов будут заниматься сами компании в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и т.д. Проекты технических условий можно будет направлять в соответствующие технические комитеты по стандартизации для проведения их экспертизы.

Кроме того, предлагается создание проектных комитетов по стандартизации, которые будут в некоторых случаях вносить свою лепту в процесс стандартизации. Их деятельность будет носить временный и целевой характер в определенной области, если отсутствует соответствующий постоянно действующий технический комитет по стандартизации или же если данная работа затрагивает зону ответственности нескольких таких комитетов. В состав временных проектных комитетов по стандартизации, наряду с представителями федеральных и региональных органов государственной власти, смогут входить также представители научных организаций, профсоюзов, общественных объединений, граждане, а также представители постоянно действующих технических комитетов по стандартизации.

Но действительно интересные поправки в части понятийного аппарата касаются самого статуса стандартов. В Законе о техническом регулировании под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2). А вот в законопроекте из данного определения исключено не последнее по значению слово «добровольного».

Дело в том, что законопроект, по общему правилу, повторяет принцип добровольности в применении национальных стандартов, но только в том случае, когда иное не установлено действующим законодательством.

Одной из целей разработки законопроекта является усиление роли стандартизации для технического переоснащения, модернизации производства, внедрения инновационных технологий. Потому в списке документов национальной системы стандартизации законопроект указывает новые для российского законодательства предварительные национальные стандарты. Они будут предназначаться для освоения принципиально новых видов продукции, технологичес­ких процессов, способов управления производством и т.д.