Посредники правомерно выставляют счета-фактуры «за того парня»

| статьи | печать

Посредники, приобретающие товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, должны указывать в счете-фактуре, который они выставляют покупателю, полное или сокращенное наименование продавца. Такое требование содержится в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. На практике эта норма вызывала много вопросов и казалась несуразной: в счете-фактуре указываются данные продавца, но подписи на этом документе ставят должностные лица посредника. Однако в недавнем решении от 25.03.2013 № 153/13 ВАС РФ подтвердил правомерность упомянутого требования.

Компания (ОАО) обратилась в ВАС РФ с заявлением о признании абз. 3 подп. «в» п. 1 раздела II приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) докумен­тов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — постановление № 1137) несоответствующим ст. 169 НК РФ и недействующим. Оспариваемая норма обязывает комиссионера и агента, приобретающего товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указывать при составлении счета-фактуры полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, а если речь идет об индивидуальном предпринимателе — его фамилию, имя и отчество.

Позиция компании

Компания посчитала, что предусмотренный оспариваемой нормой порядок заполнения показателей счетов-фактур, подписываемых и направляемых покупателю посредником, действующим от своего имени, противоречит ст. 169 НК РФ. По мнению общества, в п. 2, 3 и подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ под налогоплательщиком подразумевается не только продавец, но и посредник. Последний после получения счетов-фактур от продавца, с которым заключена сделка по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, заполняет и направляет счета-фактуры покупателю, для которого товары (работы, услуги), имущественные права собственно и предназначались.

Поводом для обращения в ВАС РФ послужили опасения общества, что оспариваемая норма исключает возможность указания в счетах-фактурах данных о посреднике, приобретающем товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени для покупателя. И в дальнейшем это может привести к возникновению претензий со стороны налоговых органов к содержанию счетов-фактур и, следовательно, повлиять на получение покупателем налоговых вычетов по НДС. Так, налоговый орган в целях проверки правомерности применения налоговых вычетов покупателем может направить запрос продавцу, указанному в счетах-фактурах, но продавец может не подтвердить наличие хозяйственных отношений с покупателем.

Если указать наименование, адрес, идентификационный номер посредника вместо продавца в счете-фактуре, направленном покупателю в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав через посредника, можно будет идентифицировать руководителя и бухгалтера организации, подписавших счета-фактуры, с организацией, изготовившей и направившей счета-фактуры. Тем самым, по мнению общества, будет исключена возможность возникновения споров с налоговыми органами.

Позиция Правительства РФ

Естественно, что Правительство РФ как автор постановления № 1137 считало оспариваемую норму не противоречащей ст. 169 НК РФ. Правительство как заинтересованное лицо, анализируя положения ст. 39, 146, 169 и 172 НК РФ в совокупности с положениями ст. 990, 996, 1005, 1011 Гражданского кодекса, представило следующие аргументы.

При приобретении комитентом, принципалом товаров (работ, услуг), имущественных прав через посредника плательщиком НДС является продавец. То есть лицо, от которого к покупателю переходит право собственности на товары (работы, услуги), имущественные права.

Позиция ВАС РФ

Высший арбитражный суд заслушал объяснения представителей общества и правительства, исследовал представленные доказательства и не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования.

Приведем логику рассуждений, которой следовали высшие судьи. В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Утверждение формы счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, и порядка его заполнения отнесено к компетенции Правительства РФ (п. 8 ст. 169 НК РФ). Названное правомочие распространяется на все счета-фактуры, упоминаемые в главе 21 Налогового кодекса, в том числе и на те счета-фактуры, которые заполняет и направляет посредник, приобретающий товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени для покупателя.

Продавец обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующие суммы НДС, которые продавец по итогам налогового периода уплачивает в бюджет (п. 1 ст. 168 НК РФ). И хотя налог на добавленную стоимость фактически оплачивает покупатель, ответственным за уплату (перечисление) этого налога в бюджет, то есть налогоплательщиком, является именно продавец.

Счет-фактура — это документ, который служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса (п. 1 ст. 169 НК РФ). Если отсутствует счет-фактура, выставленный продавцом, покупатель не вправе получить налоговый вычет сумм НДС, уплаченных продавцу (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Поэтому реализация предложения общества об указании в счетах-фактурах, направляемых посредником комитенту или принципалу, реквизитов посредника вместо реквизитов продавца не позволит идентифицировать продавца. Следовательно, невозможно будет установить и факт уплаты им НДС, что может воспрепятствовать получению комитентом, принципалом из бюджета сумм налогового вычета.

Судьи признали утверждение общества неверным еще по одной причине: независимо от того, привлекается посредник или нет, товары (работы, услуги) имущественные права приобретаются за счет средств покупателя, к которому переходит от продавца право собственности.

Кроме того, судьи указали, что оспариваемая норма фактически воспроизводит содержание подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ о том, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер двух лиц, а именно — продавца и покупателя. Указание в счете-фактуре посредника между названными двумя лицами к числу обязательного требования Налоговым кодексом не отнесено и соответственно не нашло отражения в оспариваемой норме.

В результате судьи пришли к выводу: в постановлении № 1137 правомерно указано, что при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является плательщиком сумм НДС, уплаченных ему покупателем. Иными словами, эта норма соответствует Налоговому кодексу.

Что советует Минфин России

Вопрос о том, как посреднику, заключающему сделки в интересах покупателя по приобретению товаров, работ, услуг, имущественных прав от своего имени, отразить сведения о себе, по сути, сводится к тому, может ли посредник указать в счете-фактуре дополнительную информацию о себе.

Позиция Минфина по этому вопросу такова: в счете-фактуре можно отражать дополнительную информацию (см., например, письма от 30.10.2012 № 03-07-09/146, от 12.09.2012 № 03-07-14/88, от 04.09.2012 № 03-07-08/264). Поэтому, на наш взгляд, посредник, который перевыставляет принципалу или комитенту счета-фактуры по приобретенным от своего имени товарам (работам, услугам, имущественным правам), вправе отразить сведения о посредническом договоре (агентском или договоре комиссии), в рамках которого он действует. Правомерность такой рекомендации подтверждена в письме Минфина России от 21.06.2012 № 03-07-15/66.